Нина Игошина,
деревня Елисеево

17.07.2018 г.

«Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодой» – это как раз про меня. В школе я работала учителем истории и всегда детям рассказывала про комсомол. Поверьте, это очень интересно.

Профессию почти угадала

Родилась я в суровом 1941 году, 20 февраля. Накануне Великой Отечественной мои родители из Семёновского района уезжали в Смоленскую область делать ложки.

А старики на завалинке в то время поговаривали, что к лету будет большая война, и родители мои, сразу как мать вышла из роддома, ринулись обратно в родные места. По пути заехали в Москву, и меня двадцати дней от роду понесли в мавзолей на Владимира Ильича глядеть. Так что, Ленина я видела за свою жизнь трижды: потом ещё два раза сама ездила в Москву с учениками. Мы ведь ежегодно куда-нибудь катались по стране по школьным путёвкам. Только на Украине бывали дважды: Житомир-Киев и Киев-Канев.

В комсомол я вступила в девятом классе, в четырнадцать лет. Как сейчас помню наш разговор с секретарём РК Володей Грищенко:

- Чего ты больше всего любишь?

- Люблю детей!

- Значит, будешь воспитателем детского сада.

- Нет, я буду библиотекарем!

Профессию свою я почти угадала.

Молодые творили чудеса

Сначала мне нравилось работать в колхозе. Молодёжи там было много: только в нашей деревне молодых было больше 90 человек. В 1958 году избрали меня секретарём комсомольской организации в Елисееве.

Теперь кажется, что тогда, в молодости, мы творили чудеса. В коровнике было двести коров, ещё телятник, овчарня, свинарник, и везде работали мои ровесники. Завоевали звание «Фермы коммунистического труда». А это значит, что мы должны были учиться и работать ударно!

Пятеро из нас решили продолжить образование заочно: Катя Масленникова поступила учиться в сельхозинститут на экономиста, я в культпросветшколу, ещё три девочки в воскресенскую агрошколу.

Помню, в Доме животноводов открыли магазин без продавца. В фанерный ящик набрали в магазине штучный товар: мыло, зубной порошок, пудру, духи, расчёски и много всего ещё, а рядом – список с ценой и ящичек для денег. За две недели у нас всё раскупили, а в ларце с выручкой оказалось два рубля лишних. Всех опросили, но никто не сознался, чья это сдача.

Тут будет новый клуб!

Деревенский клуб комсомольцы тоже взяли на поруки, но пока все им командовали, что-то пошло не так. Степан Иванович Меньков, председатель колхоза, сказал тогда, что у клуба должен быть один хозяин, и поручил эту работу мне как комсомольскому вожаку. Пошла я учиться в культпросветучилище на Бору.

На первом этаже в клубе показывали кино. Аппаратуру перевозили из деревни в деревню и устанавливали у задней стенки зала. После того как в одном селе случился пожар, ставить кинопроекторы в залах запретили. Тогда наши ребята-комсомольцы сколотили из досок будку у задней стены, прорубили окошечки – и кинопередвижка приехала к нам снова.

Клуб для нас стал маловат, народ в зале уже не помещался, тогда на комсомольском собрании решили строить большой клуб. Вместе с председателем мы выбрали для него место. Он пообещал найти плотников, а вот фундамент – это была наша забота. Много раз на двух грузовиках ездили мы на барановское поле собирать булыжники. Целое поле очистили от камней, набрали на весь фундамент, ещё и на улице танцплощадку засыпали.

Клуб нам построили на средства колхоза, с кирпичной кинобудкой, залом на 150 мест и комнатой для библиотеки.

Вместо премии – лыжи и гармонь

К этому времени в состав нашего колхоза имени Мичурина вошли колхозы «Правда» (д. Богоявление), «Имени Ленина» (д. Пустынь) и «Память Ленина» (Озеро). Комсомольские организации всех этих колхозов тоже объединили, в общей сложности насчитывалось 237 членов организации, в каждой деревне своя группа. Тринадцать человек входили в комитет ВЛКСМ, а я – секретарь.

Собрать воскресник было делом нетрудным. Например, надо было внести доломитовую муку под клевера, она лежала у вокзала на железной дороге. Тридцать комсомольцев за один день перевезли на поле 60 тонн! Так как это было в мой день рождения, то потом, после работы всей ватагой завалились к нам домой – праздновать. Вино не пили. Мама подала банку компоту и зелёные щи со свининой. И без вина под гармошку песен могли спеть штук, наверное, сто. А какие это были душевные песни! Так отметили моё восемнадцатилетие.

На праздники силами самодеятельности ставили концерты. Соревновались с комсомольскими группами внутри колхоза: Елисеево с Пустынью, Богоявление с Озером.

А иногда в клуб приезжали артисты из театра комедии, на спектакль привезли передовиков колхоза – набиралось более двухсот человек.

Комсомольские организации колхоза «Верный путь» (председатель Шаханов) и наш колхоз имени Мичурина (председатель Звездин) соревновались. Молодёжь в основном работала в животноводстве, на фермах устраивали взаимопроверки.

А также было много молодых механизаторов. За отличный урожай кукурузы получили премию – гармонь. Как ударников коммунистического труда нас наградили семью парами лыж. Катались на них по очереди все, у кого выпадала свободная минутка. В общем, жизнь у нас была интересная и весёлая.

В шестидесятых годах наш арматурный завод расширялся, строили новые цеха. От нашей организации по комсомольской путёвке мы направили четырёх парней, которые помогали строить завод, жили в Семёнове в общежитиях. Так деревня поддерживала город людскими ресурсами.

В передовых рядах советской молодёжи

В деревне Стрелка была молодёжная ферма, но… без комсомольцев. Я всех сагитировала вступить в ряды комсомола, проводила с ними занятия, устав ВЛКСМ они все выучили наизусть. Помню, как вместе с молодыми парнями и девчонками в ряды ВЛКСМ напросилась девушка 27 с половиной лет. «Хочу, – говорит, – быть в передовых рядах советской молодёжи». А в организацию тогда принимали до 28 лет, так что и эту девушку мы на комсомольском собрании приняли в ряды ВЛКСМ, потому что желание быть комсомольцем времени неподвластно! А члены бюро потом ещё долго надо мной подтрунивали: «Ну что, нет ли там у тебя ещё пенсионеров?».

Не раз я принимала участие в областных пленумах комсомола. Вместе с Евдокией Кулёминой сидели в президиуме пленума ВЛКСМ во дворце им. Ленина. И вообще, обком ВЛКСМ был нам очень близким: туда можно было прийти в любое время и решить любой насущный вопрос.

В 1963 году объединили районы, и в Семёнове оказалось сразу два райкома. Первым секретарём РК стал агроном из Фундрикова Сергей Афанасьевич Шибанин (сейчас он живёт в Москве). А «душой райкома» был Слава Овчинников, тоже агроном, который закончил трудовую жизнь председателем сельсовета.

Меня пригласили на работу в сельский производственный комитет комсомола. Работа была не из лёгких. Мой район – от Семёнова до Заборского и вся восточная часть Ковернинского района. Предстояло наладить работу в комсомольских организациях дальних колхозов. Огромную помощь в становлении молодёжной политики оказывали умнейшие люди, председатели колхозов: Чистяков (ильино-заборский колхоз), Ларченко (колхоз имени Горького), Кодочигов (колхоз имени 21 партсъезда), Яковлев (колхоз имени Кирова, бывший Ковернинский район).

Мы, инструкторы по селу, Валя Загулина, Володя из Воскресенска и я добирались до своих организаций на попутном транспорте. Дорогу в пятнадцать километров длиной от Рамешек до Невейки с секретарём комсомольской группы колхоза «Новый путь» Сашей Сизовым преодолевали на велосипедах. Очень жаль, что нет этой деревни сейчас, а в 1963 году там работала молодёжная ферма, и красивая деревня жила настоящей, задорной комсомольской жизнью.

Комсомолка на все времена

В сентябре 1963 года я перешла работать в Ковернинскую среднюю школу старшей пионервожатой. Жизнь в школе била ключом. В центре событий были Аркадий Павлович Зарубин с учителем географии Николаем Алексеевичем Орловым. Летом мы с ними водили пионеров в пеший поход к границе трёх областей: Горьковской, Костромской и Ивановской. Работники школы активно участвовали в самодеятельности в Доме культуры, я тоже декламировала стихи и играла роли в драмкружке, где и познакомилась со своим будущим мужем, Виктором Игошиным, секретарём комсомольской организации Ковернинского льнозавода.

При школе были организованы курсы по подготовке в пединститут, которые помогли тридцати студентам поступить и получить заочно высшее образование. Я тоже успешно закончила истфак в 1971 году, и после этого 35 лет отработала историком.

А комсомол дал нам заряд бодрости на всю оставшуюся жизнь. Кто прошёл школу комсомольского актива, остаются активистами и до глубокой старости. Нас не награждают за общественную работу, мы не имеем звания «заслуженный», но главная наша заслуга – это уважение людей, живущих вокруг нас.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel