Юрий ХРАМОВ
13.08.2019 г.
У каждого из нас с деревней связаны самые тёплые воспоминания. Кто-то приезжал к бабушке с дедушкой на каникулы, у кого-то там остался родительский дом, а некоторые, выйдя на заслуженный отдых, приезжают сюда из города жить. Мы продолжаем объезжать удалённые уголки нашего округа, чтобы не забыть ни одну деревеньку, которая многим дала жизнь.
Деревня Михайлово, в которой мы недавно побывали, встретила нас абсолютной тишиной, на улице никого. Сегодня там живёт, как мы потом узнали, всего десять человек. Правда, в отпуск к родственникам приезжают дети, внуки. Родителей проведают да за грибочками в лес сходят. А здешний лес на дары природы очень богат. В соседнем Арефьеве коренных жителей вообще не осталось, да и в Михайлове народу немного, кому тут грибы собирать? Вот и растёт богатый лесной урожай даже по обочинам дорог. В этом мы лично убедились.
Александра Муравьёва живёт здесь всю свою сознательную жизнь. Начальную школу она заканчивала в Успенском, а восьмилетку – в Рыжкове. Несколько лет трудилась в колхозе секретарём-машинисткой. Однажды в жизни Александры произошла трагедия – её сбил автомобиль. Сейчас она получает пенсию по инвалидности.
- В колхозные времена у нас была животноводческая ферма, конюшня, – говорит она, – помню, как мой отец за лошадками ухаживал. Раньше, при колхозе, всё как-то проще было. Да и сейчас не скажу, что всё уж так плохо, жить можно. К нам три раза в неделю приезжают автолавки. Все необходимые продукты привозят. У кого есть автомобили, могут и в Семёнов съездить. Но я никуда не выезжаю, ноги болят. У нас свой огород, выращиваем картошку, овощи. Скотинку, правда, не держим, только кур. А вот грибы растут, я четвёртый год лисички принимаю от грибников. В прошлом году сломалась стиральная машина, так заработанных денег на её ремонт как раз хватило. Но бывает порой и страшно в деревне жить – к нам, например, волки частенько наведываются. На том конце деревни у хозяев собаку загрызли, и в соседних деревнях такое бывало. Но мы уже ко всему привыкли.
Напротив Шуры, как её зовут в деревне, живёт Галина Блинова. Она после окончания профтехшколы, а потом курсов стенографисток и машинисток, долгое время работала в семёновском райисполкоме. Печатала разные доклады, выступления – сначала для председателя райисполкома Ивана Николаевича Доброхотова, а потом для Евгения Георгиевича Шляпникова. Старшему поколению, я надеюсь, знакомы эти фамилии. Потом несколько лет работала заведующей районным архивом. Затем из города переехала на родину – в посёлок Фанерное, устроилась в контору фанерного завода машинисткой. А на заслуженный отдых ушла из колхоза «Власть Советов», в котором трудилась завхозом. В Михайлове сейчас живёт вместе с братом в доме своей тёти.
- Меня здесь всё устраивает, - говорит ветеран труда, – природа чудесная, воздух чистый. Продукты нам привозят, если надо что-то ещё подкупить, еду в Семёнов. А что вы удивляетесь – от нас до автобусной остановки всего пять километров. Для зарядки очень даже неплохо – пять км туда и пять оттуда. Вот жду подругу из Нижнего Новгорода, собираемся с ней за черникой сходить.
Так уж получилось, что нам пришлось беседовать в этот день только с женщинами – мужчины, видимо, здесь народ скромный, из домов так и не вышли.
А женщинам, сами знаете, им только дай поговорить – обо всём расскажут. Вот и Галина Ершова с Аллой Парунковой сразу нам о деревенских проблемах поведали.
- Дорога у нас, конечно, в плачевном состоянии, – заявляет Алла, – а ещё мост через Керженец разрушился. А мы же по нему в лес за грибами, ягодами ходим, лесом и живём. На мосту сваи, доски сгнили, ремонт требуется. Наши местные мужички сколотили несколько досок, но это опять ненадёжно. Сейчас и к реке не подойдешь – всё заросло, но рыба всё же водится. Обмелел Керженец, а в былые годы по нему лес сплавляли. Нас здесь живёт всего несколько человек, поэтому у местной власти, наверное, есть проблемы поважнее.
Вот так живут люди в наших деревнях. Особо и не жалуются: светильники на улицах горят – хорошо, вода в доме есть, дрова заготовлены – тоже неплохо. Только кто сюда поедет жить? Выходит, что обречено и Михайлово на умирание. А ведь были времена, когда выращенной в нашей деревне продукцией кормилась вся страна… Грустно все это.