Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1581

Юрий ХРАМОВ
17.02.2018 г.

Венгерские события 1956 года до сих пор оцениваются неоднозначно.

Кто-то считает, что там произошло народное восстание, другие утверждают – это был антиправительственный мятеж. При всём разнообразии взглядов и мнений всё случившееся требует всестороннего исследования. Главное, и на мой взгляд, самое трагичное – с обеих сторон погибли люди.

Cоветский Союз вынужден был ввести на территорию Венгрии свои войска. Подавлялось восстание жёстко. Однако и потери советской стороны были значительные – тогда погибли более семисот солдат и офицеров и ещё почти полторы тысячи были ранены. Эти факты многие годы замалчивали, да и участников тех боевых действий приравняли к участникам войны только в середине 80-х. А удостоверения все они получили значительно позже, некоторым для подтверждения участия приходилось даже обращаться в Центральный архив министерства обороны.

Наш земляк Константин Иванович Софронов – один из тех, кто принимал участие в тех далёких событиях. Сам он родом из деревни Зимёнки. На службу призвали в 1955 году, вначале направили на Западную Украину. За отличную службу хотели даже солдату отпуск предоставить, но в одну из октябрьских ночей 1956 года на самолёте АН-24 отправили вместе с товарищами в Венгрию. В военном билете так и написано – участвовал в подавлении мятежа в Венгрии с 28 октября 1956 года по 10 ноября 1957 года.

- Я служил в батальоне связи, – вспоминает ветеран. – Наша задача заключалась в том, чтобы содержать в исправном состоянии правительственную связь. Лазили по столбам, устраняли неполадки. Кстати, там использовались только медные провода, так местные жители обрезали их целыми пролётами и уносили домой. Однажды я забрался на столб, а над головой стали свистеть пули. Я доложил командиру взвода – он приказал сразу же спуститься вниз. Сели на бронетранспортёр и поехали в посёлок неподалёку. Хотели найти тех, кто стрелял, но ничего не получилось. Зато обнаружили в зарослях камыша большое количество гранат, патронов, запалов. А один раз в пригороде Будапешта нашли блиндаж, в котором находилось несколько мешков сухарей, а также одеяла. Видимо, мятежники готовились к зиме, длительным холодам. Мы, конечно, хотели есть, но боялись – вдруг сухари отравлены? Один рискнул, попробовал, и ничего, к счастью, с ним не случилось. Мы тоже потом не растерялись. А одеяла пошли на портянки. Когда мы приезжали в сам Будапешт, обязательно переодевались в гражданскую одежду, потому что было опасно появляться в армейской форме. Были случаи, когда по нашим автомобилям, танкам венгерские повстанцы стреляли прямо с балконов. Нам заранее был дан приказ – не открывать первыми огонь, не стрелять в детей, стариков и женщин.

Наших ребят немало там погибло. Мне лично пришлось хоронить в братскую могилу 11 солдат. Со мной вместе служил земляк Володя Шубяков из Елховки. Правда, он был не связистом, сумел выучиться на шофёра и в Будапешт добирался на специальном автомобиле. А больше из Семёновского района в нашем батальоне никого не было. Сейчас память стала подводить – годы сказываются, всё же 61 год прошёл с того времени.

В ноябре 1957 года ефрейтор Софронов вернулся домой. Все три года его ждала невеста Таня – Татьяна Викторовна.

- Все годы службы Костя писал мне по три письма в неделю, – вспоминает она. – Правда, когда его отправили в Будапешт, целый месяц известий не было. Вот тут уж мы все очень переживали и волновались. Но, славу богу, вернулся живой. Ждать солдата нелегко, но я же обещание ему давала! И сдержала слово, а в 1958 мы поженились. Так что в этом году 1 мая будет 60 лет как мы вместе живём.

Когда я спросил у супругов, в чём секрет семейного счастья, Татьяна Викторовна, не задумываясь, ответила: «Мы очень любим друг друга, и дорожим этой любовью. Надо всегда уметь прощать, поэтому у нас никогда не было затяжных скандалов, мы быстро миримся. А ещё мы всегда вместе ездили отдыхать. Ходили часто пешком по горам Кавказа, были в Крыму. Это ведь тоже родных людей сближает».

- Костя всю жизнь проработал на предприятии «Хохломская роспись» – вначале электриком, а потом механиком по счётно-вычислительным машинам, – поделилась Татьяна Викторовна. – Я трудилась контрольным мастером на фабрике по производству сувениров, а ещё занималась общественной работой, была секретарём парторганизации цеха, народным заседателем в районном суде. Я считаю, наша жизнь счастливо прошла. Вырастили дочь, сейчас у нас уже есть внук, три правнука. Они тоже хорошо живут, а что нам ещё надо? Лишь бы у них мир да лад между собой был.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle