20.09.2018 г.

Каждая семья интересна по-своему, и если знать историю своей фамилии, можно почерпнуть немало любопытных фактов, трогательных или поучительных случаев из жизни.

Владимир Запевалов, заслуженный учитель России, имеет все основания гордиться своей семьёй уже потому, что в числе его родственников – дипломат и общественный деятель, дважды герой Социалистического труда Василий Васильевич Кузнецов, чей бюст стоит у пруда в центральном сквере Семёнова.

В своей статье В. В. Запевалов рассказывает историю своей семьи по материнской линии.

Мой дед Василий Семёнович и бабушка Евдокия Кузьминична Кузнецовы были потомственными представителями крестьянского сословия – самого многочисленного и самого обездоленного сословия в Российской империи. В конце XIX века численность крестьян приближалась к 80 процентам населения, они составляли основу населения страны.

Семья деда жила в деревне Софиловка Овсянковской волости Костромской губернии (в советское время деревня войдёт в Нижегородский край). У деда имелась своя кузница. Чтобы не нанимать молотобойцев, молотом работала и моя бабушка. Кузнец и мельник в то время в деревне составляли элиту крестьянства.

В семье росли трое детей: Иван, Павел и младшая Александра (моя мать).

Старший дядя Иван Васильевич воевал в составе русской императорской армии в годы Первой мировой войны 1914-1918 годов и дослужился до чина младшего унтер-офицера. По ленинскому декрету о мире он был демобилизован и в конце 1917 года прибыл в родную деревню. В мае 1918 года началась гражданская война. Иван Васильевич записывается в Красную Армию и оказывается на Восточном фронте. Сражается сначала против белочехов, а затем – против армии Колчака. В августе 1919 года часть Восточного фронта преобразуется в Туркестанский фронт под командованием М. В. Фрунзе и движется в Среднюю Азию. К весне 1920 года Туркестан был освобождён от английских интервентов и русских белогвардейцев. Гражданскую войну дядя закончил в Ташкенте, и в начале 1921 года как демобилизованный красноармеец вернулся в Софиловку.

Для своего поколения он был образован, очень любил книги, единственный в деревне выписывал газету «Крестьянская беднота» (позднее – «Сельская жизнь»).

А средний брат Павел Васильевич как образованный человек в 20-е годы неоднократно выбирался председателем сельского совета.

1921-й в истории страны отметился страшным голодом – из-за страшной засухи, охватившей Поволжье. Дед с моей мамой (ей было восемь лет), чтобы не умереть с голоду, отправились в соседнюю Вятскую губернию, в Яранский уезд собирать подаяние. По иронии судьбы позднее они вновь окажутся в этом же районе.

Самыми лучшими для крестьянства годами стали годы НЭПа (1921 – 1929). В 1925 году партийный теоретик того времени Н. И. Бухарин выдвинул лозунг «Обогащайтесь!». А в декабре этого же года правящая партия ВКП(б) берёт курс на коллективизацию. И из крестьян-единоличников начали делать класс колхозников. Кулак (зажиточный крестьянин) объявлялся классовым врагом социализма и подлежал выселению с конфискацией всей собственности.

Моего деда раскулачили только за то, что он не хотел вступать в колхоз. Всё имущество – дом, кузница, земля, инвентарь и скот – были конфискованы, а семья отправлена на поселение в ту же Вятскую область, Яранский район. Переселенцы находились под присмотром сотрудников ОГПУ, дед должен был каждую неделю ходить в город Яранск и отмечаться, что семья никуда не сбежала.

Братья моей матери из газет знали, что нарушен главный принцип коллективизации – добровольность. Находясь в положении спецпереселенцев, они не теряли надежды восстановить справедливость, писали жалобы председателю ВЦИК СССР М. И. Калинину и указывали, что один из них сражался в Красной Армии, другой служил председателем сельсовета, и что вся их вина – это нежелание вступать в колхоз.

Однажды к Кузнецовым прибыли сотрудники ОГПУ, приказали одеться и собрать вещи. Лошадь привезла их на станцию города Котельнич, далее им было велено сидеть и ждать поезда – какого, неизвестно. Если бы поезд пришёл из Нижнего – повезли бы на север, в Котлас или в Воркуту, но поезд пришёл из Вятки (с декабря 1934 года это город Киров), и направлялся он в сторону родного дома! На станции в Семёнове переселенцев сдали под расписку местным огэпэушникам, и лошадь привезла семью Кузнецовых в Софиловку. К их приезду дом освободили от расположившейся там колхозной конторы, инвентарь был брошен у забора, скотина находилась в хлеву, некормленная, неухоженная.

Это был исключительный случай в истории коллективизации.

Дед понял, что плетью обуха не перешибёшь, и сам написал заявление и сделался колхозным кузнецом. Умер он уважаемым колхозником.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Дядя Иван Васильевич по возрасту в строевую часть не подходил, но все четыре года служил – сопровождал эшелоны с сормовскими танками, а с фронта везли раненых в горьковские госпитали.

А про «сытую» колхозную жизнь он мне шёпотом говорил: «Господи, хоть бы один день пожить без Сталина». Мечта его не успела сбыться: дядя умер 1 марта 1953 года, в тот же день обширный инсульт поразил генералиссимуса, а через четыре дня Сталин скончался, не приходя в сознание.

У Ивана Васильевича остались сыновья Геннадий и Александр.

Второй дядя Павел Васильевич Кузнецов был мобилизован на фронт в августе 1942 года. В моём архиве хранятся семь писем с фронта, последнее датировано 23 февраля 1943 года. А через две недели, 9 марта, дядя погиб в бою и был похоронен в Калужской области. После него остались три дочери: Настя, Ника и Тамара. Последняя сегодня благополучно живёт в посёлке Сухобезводное под фамилией Бугрова.

Для Василия Васильевича Кузнецова, чей бюст установлен у городского пруда, Софиловка тоже – малая родина. Моя мать приходится известному политическому деятелю троюродной сестрой.

В 20-х годах он заканчивает Ленинградский политех, металлургический факультет, работает на Макеевском металлургическом комбинате инженером. Затем прошёл учёбу в США, а перед войной поднялся до главного инженера этого же комбината. В годы войны Кузнецов – зам. члена ГКО Г. М. Маленкова по металлургии, с 1944 года – председатель ВЦСПС СССР.

Прославившая В. В. Кузнецова дипломатическая деятельность в МИДе началась в 1953 году. Сначала он служил в должности замминистра иностранных дел, а с 1955 по 1977 – первого замминистра иностранных дел, внёс большой вклад в переговорный процесс между Советским Союзом и США во время Карибского кризиса 1962 года. Дважды был удостоен звания Героя Социалистического труда.

В 1977-1986 годах В. В. Кузнецов – первый заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. Трижды, в ноябре 1982 года, в феврале 1984 года и марте 1985 года, он временно становился главой государства.

В 1983 году высокопоставленный политик решил посетить свою малую родину, деревню Софиловку. Пока кортеж машин следовал в деревню, всё движение от Семёнова до Шалдежа было перекрыто. Василий Васильевич посетил могилы родителей на сельском кладбище, а потом встретился с родственниками.

В доме колхозника Пигалёва для родственников был дан обед. Перед обедом сотрудники Семёновского КГБ с миноискателями осмотрели подвал, нашли там флягу с самогоном и вежливо попросили унести её на окраину огорода. Потом проверили комнаты, слазили на чердак и, не найдя ничего подозрительного, дали добро на проведение встречи. Кузнецова в тот день сопровождал первый секретарь Горьковского бюро райкома Ю. Н. Христораднов. Это был последний приезд В. В. Кузнецова на родину.

Владимир ЗАПЕВАЛОВ


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   

   
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel