Екатерина ТЕСЁЛКИНА
06.05.2017 г.

Когда я начала работать воспитателем в детском саду №2 «Теремок», моей темой самообразования стало развитие речи детей. По отзывам многих коллег, хорошие результаты показали детки моей младшей группы на открытом показе занятия по речевому развитию в игре-театрализации «У Снегурки Новый год». Так в чём же наш секрет?

С чистого листа

На мой взгляд, обучать ребёнка грамотно говорить необходимо с самого раннего возраста. Не с момента поступления ребёнка в школу и даже не с начала посещения им детского сада, а с пелёнок. Да-да, не удивляйтесь. Нельзя терять ни одной минуты. Не бойтесь забить ребёнку голову якобы ненужными словами. Конечно же, в первые месяцы жизни это будут слова, «близкие к телу», – ручки, ножки, пальчики, пелёнки и названия игрушек на уровне глаз. Тут правило одно – называть только предметы, которые ребёнок видит. Никто не отменял колыбельные песенки. Дело в том, что существует два понятия – пассивный словарь и активный словарь. Активный словарь – это слова, который ребёнок произносит, но он немыслим без пассивного словаря – образы, понятия существующих предметов и явлений в жизни. А пассивный словарь должен наполняться ежеминутно. Как только можно будет ребёнка посадить, так расстилаются бесконечные просторы для развития словаря ребёнка. Вводите в речь глаголы, обозначающие действия, прилагательные, обозначающие признаки. И всегда – помните! – ваша речь должна быть образцом для подражания. Да, конечно, разговорный язык несколько отличается от письменного, но если есть желание привить ребёнку литературные нормы – не ленитесь. Результаты вознаградят ваше терпение.

Немаловажным фактором в развитии речи детей являются и развивающие игрушки. Я помню, что в детстве моя годовалая дочка любила играть логическими пособиями, в которые было необходимо поместить геометрические фигуры в соответствующие им отверстия. Так, дочка впоследствии уже на слух узнавала и показывала по моей устной инструкции геометрическую фигуру. И конечно, я была рада, когда всем группам, в том числе и моей, в детском саду были выделены игрушки такого рода.

Что касается сюсюканья, я всегда была его противницей. Ребёнок слышит ваши варианты названий, думает, что это и есть нормы и крепко-накрепко их запоминает. Конечно же, есть и такие упрощённые слова, как бо-бо, бибика, ту-ту и другие, и ребёнок упрощает свой язык, ведь ему надо донести до мамы информацию. Но прежде чем дать упрощённый вариант, назовите слово, обозначающее предмет или явление, правильно и целиком.

Всегда надо иметь в виду тот факт, что родившийся ребёнок – как белый лист. Мы и подумать не можем, что ребёнок не знает таких понятий, как ложка, тарелка, книга… На этот счёт имеется рекомендация, что всё, на что попадает внимание ребёнка, должно быть названо словом, а лучше затем ещё и закрепить это понятие в памяти ребёнка, задав ему простой вопрос: «Что это?».

Мама – она моя!

К двум годам ребёнок уже должен говорить предложениями. Многие родители в этот период начинают переживать, что дети ещё не говорят. Я всегда рассказываю им поучительную и смешную собственную историю о том, как и я очень переживала по поводу отсутствия отчётливой речи у дочки. Ближе к трём годам мы посетили логопеда, на что услышала, что лечиться надо мне, а с речью ребёнка все нормально. Помню, дочка говорила: «Папа га-га». «Га-га» означало «гулять». А ведь это уже целое предложение, которое несёт в себе мысль, информацию о папе. Теперь дочка успешно покоряет азы родного языка, чем несравненно меня радует. Из этого следует вывод о ненужности, на мой взгляд, сильно беспокоиться о речи ребёнка до трёх лет, если остальные показатели развития в норме. 

В этом возрасте обращайте внимание на отчётливость произношения гласных звуков. Каждая мама может проследить за тем, как широко ребёнок открывает рот при произнесении звука «а» или округляет губы при произнесении звука «о», то есть проследить за артикуляцией. Надо знать, что в рождении звука участвует шумовой поток, который возникает при выдохе, а также губы, зубы и язык, и всё это надо уметь правильно использовать. Хочется обратить внимание на то, что сейчас большое разнообразие различной специальной литературы, поэтому – в путь, к знаниям!

Влияние художественной литературы на речь ребёнка вообще трудно переоценить С самого рождения это будут потешки, колыбельные, затем – сказки, маленькие стихотворения… Рассматривание иллюстраций несёт в себе обогащение словаря ребёнка новыми понятиями и ознакомление с их признаками. Поэтому уже с двух лет можно загадывать ребёнку простейшие загадки – например, «Красное, круглое, сладкое. Что это?». Правильно, яблоко. Ребёнок вспоминает значение каждого признака и пытается их соединить в одном предмете. Ох, и сложная работа кипит при этом в мозгу ребёнка! Получается, что загадки – ваш отличнейший помощник в развитии ребёнка в целом. Об этом можно исписать не одну страницу. Поэтому родителям рекомендуется иметь при себе арсенал разнообразных загадок для малышей.

На что ещё хотелось обратить ваше внимание – это на согласование слов в предложении. Следите за окончаниями слов. Часто можно услышать от детей – «мой мама». Всегда поправляйте ребёнка. Неправильные формы слов надолго остаются в памяти человека и их впоследствии трудно искоренить.

Начните с себя

К трём годам, когда активный и пассивный словари ребёнка активно пополнятся, начинайте развивать ассоциативное мышление. Если малышу к этому возрасту знаком такой предмет, как вата, то вопрос, на что похожи облака, его не застанет врасплох. В игре покажите ребёнку, что кубик может стать кусочком хлеба, деревянная палочка – ножом. Облака как вата, цветок как солнце – это уже сравнение, один из литературных приёмов, освоение которого красиво разнообразят правильную речь.

В старшем дошкольном возрасте уже можно вводить метафоры, то есть выражения в переносном значении – «каменное сердце», «железные нервы», и олицетворения, то есть наделение предметов неживого мира свойствами живых существ, например, «зима недаром злится, прошла её пора…».

Уж много лет я бьюсь над искоренением неправильной постановки ударения в словах «звонит», «торты», «деньгами», «средствами». А уж неправильное употребление слова «положишь», которое часто употребляется нами и без приставки, и с неверным ударением, вообще ввергает меня в отчаяние. Но не подумайте, что я родилась и сразу заговорила литературными нормами. Нет. Многие слова в моей речи пришлось искоренять мне самой. Для этого нам даны в помощь многочисленные словари, а уж интернет-ресурсы по правописанию – так вообще грозное оружие против неправильных форм слов. И я призываю начать обучение ребёнка связной речи… с себя. Ведь ваш сын или дочь, как губка, впитает не только ваш характер, но и вашу манеру говорить. К этому надо быть готовым и начинать заботиться о правильности речи малыша с его рождения.


Система Orphus

   
   
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

Комментарии  

 
   
© «Семёновский вестник» 2016-2017