Елена РОМАНОВА
20.03.2024 г.

«Учительница математики из Братска Иркутской области стала объектом насмешек и разбирательств с родителями после того, как в соцсетях появилось видео, где она на уроке выкрикивает непедагогические фразы в адрес одного из учеников», – пишет «Российская газета».

Примеров оскорбления, унижения (буллинга, троллинга, как говорит молодежь) педагогов сейчас множество. Почему это происходит? Когда дети решаются переступить рамки дозволенного и начинают хамить, наглеют от безнаказанности, чувствуя при этом поддержку родителей? Попробуем поразмышлять над этими вопросами вместе.

Профессия учителя всегда была одной из самых уважаемых в обществе. Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай, – гласит японская мудрость. И до сих пор в этой стране, если хотят выразить уважение к человеку, называют его словом «сэнсей», то есть «учитель».
Ежегодно 5 октября в нашей стране отмечается День учителя. Праздник, когда дети готовят поздравления и открытки для своих любимых педагогов, устраивают концерты, дарят цветы. Учителя чувствуют значимость своей профессии, вытирают слезы умиления, слушая выступления своих учеников. Кажется, что всё не зря, что завтра с новыми силами пойдешь «сеять разумное, доброе, вечное…»
И вот наступает обычный учебный день. К большому разочарованию учитель в который раз убеждается, что ничего не поменялось: хулиган за один день не перевоспитался, двоечник за ночь отличником не стал, все принесли в школу мобильные телефоны и списали с них «домашку», а некоторые индивиды ещё и электронные сигареты прихватили вместе с энергетиками. Все это ещё как-то можно принять и списать на то, что обучение и воспитание «чад неразумных» – процессы длительные и системные.
Но в последнее время участились случаи буквального издевательства над учителями, доведения их, и без того измотанных нагрузкой, до белого каления во время уроков. А высшим пилотажем у таких «учеников» считается снять нервный срыв учителя на камеру и выложить в сеть.

По сути, проблема противостояния учителей и учеников не нова. В свое время Эльдар Рязанов снял фильм «Дорогая Елена Сергеевна», рассказывающий о том, как старшеклассники под предлогом поздравления одинокой учительницы математики пришли к ней в дом, потому что знали, что у неё есть ключ от сейфа. А в этом сейфе лежали их экзаменационные работы, в которых они хотели исправить отметки.
Что сделал учитель, где просчитался, воспитывая этих детей, если они позволили себе такое? А в фильме 2015 года Ирина Купченко играет измотанную жизненными проблемами «училку», которая берёт в заложники целый класс… В сюжетах этих фильмов нет победителей и побежденных, есть две стороны медали, которые заставляют зрителя задуматься над нравственными вопросами.
А откуда начинается воспитание? Всё начинается с семьи. Любовь, доброта, сопереживание, честность и справедливость – эти нравственные зёрна бережно засеваются в душе ребёнка родителями, бабушками и дедушками, учителя лишь могут эти ростки питать и растить, расширяя кругозор и мышление учеников. Но если вместо них цветут сорняки потребительства, эгоизма и невежества, то никакая школа, никакие книги не помогут.
Ребёнок как губка впитывает то, что видит и слышит вокруг, копирует поведение взрослых, повторяет их поступки в своих играх. И если родители при нём позволяют себе перемывать кости другим людям, в том числе обсуждают учителей, откуда же взяться уважению? Ребёнок будет думать, что может вести себя так же, как и его родители: обсуждать и критиковать, при этом не замечая своих «косяков»: списанной «домашки», игр в телефоне на уроке, хамских выходок.

Отношение к педагогам сейчас сильно поменялось, особенно с развитием соцсетей и всевозможных чатов. Когда в пандемию школы перевели на дистанционное обучение и стало активно развиваться общение в пабликах, люди вдруг почувствовали себя вправе написать учителю что угодно и когда угодно, полагая, что он находится онлайн 24/7 и не имеет права на отдых, выходной. Обсудить личную жизнь, высказать своё возмущение невыставленной оценкой, указать, что делать – всё стало можно родителям и ученикам, а важные сообщения от учителя – проигнорировать.

В новой редакции «Закона об образовании в Российской Федерации», вступившей в силу с 1 января 2024 года, признаётся особый статус педагогических работников в обществе и гарантируются условия для осуществления ими профессиональной деятельности, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Педагогические работники пользуются определенными академическими правами и свободами, в том числе, правом на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, а также правом на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.

Но это на бумаге. На деле же выходит так, что чаще всего педагог должен в одиночку отстаивать свои права, а администрация школы встаёт на защиту прав ребёнка и родителя. Тем более, младшим школьникам за оскорбление учителя вообще ничего не грозит, их даже поругать нельзя. Единственный вариант: если школа докажет, что ребёнком не занимается семья, что отклонения в поведении идет от недостатка воспитания, только тогда педагог может рассчитывать на компенсацию морального вреда.
Если хулигану от 14 до 16 лет, то его уже можно привлечь к гражданско-правовой ответственности и применить дисциплинарное взыскание (выговор или замечание). Ну а если провинившийся старше 16, тогда с него можно и моральный вред взыскать и к административной ответственности привлечь. А это штраф в размере от 1000 руб. до 3000 руб. (часть 1 статьи 5.61 КоАП РФ) и от 3000 руб. до 5000 руб., если оскорбление публичное (например, в соцсетях).

Под тем нашумевшим видео, о котором мы говорили вначале, – нескончаемый поток комментариев по поводу учителя с выражениями похлеще, чем говорил педагог. Но никто не спросил, а что осталось за кадром? Что довело учителя до такого состояния? Удалось выяснить, что ученик пытался прорваться в кабинет в перемену, хотя учительница пыталась объяснить, что он проветривается и не пускала. Этого в кадре нет, а есть только реакция на провокацию, которую педагог не сумела распознать.

Дети чувствуют свою безнаказанность, пытаются «прощупать» границы дозволенного, а когда понимают, что им ничего страшного не грозит ни за выкуренную в туалете электронную сигарету, ни за двойки в четверти (их, кстати, у «автора» ролика было 10!), ни за телефон на уроке, тогда они вообще «слетают с катушек».
Тот педагог из школы уволилась. Кому от этого стало лучше? Она-то без работы не останется: в стране сейчас дефицит педагогических кадров колоссальный, а вот что будет с этими нерадивыми детьми, которые в середине года остались без учителя? Контрольные работы и экзамены никто не отменял.

Когда я завершала этот материал, узнала ещё одну интересную историю по данной теме. Вот только «интересной» её можно назвать в кавычках. Старшеклассники одной из школ вместе с родителями крайне возмущены требованием учителя читать «Войну и мир» в настоящем, бумажном виде! Некогда им детей по библиотекам возить, есть же электронный вариант... Что же получается? Учителя подвергают прессингу («гнобят», как скажет молодежь) за то, что она просит принести на урок КНИГУ, чтобы поработать с текстом, как этого требует программа? Такой «необдуманный» с её стороны поступок теперь надо расценивать как психологическое давление на ребёнка?! Люди, опомнитесь! Давайте тогда, как в Средневековье, устроим на площади кострище и сожжём не чучело Масленицы, а книги. Да вы, дорогие папы и мамы, радоваться должны, если дети хотя бы в школе почитают, если уж они дома этого не делают!

Эта тема мне близка. Проблему, о которой пишу, я, что называется, знаю изнутри, имея опыт работы в школе более двадцати лет. Случалось всякое. И уроки срывались, и из класса я уходила в слезах, и с дисциплиной бывали сложности. Но, мне думается, дети всё же чувствовали мою любовь и желание поделиться знаниями, а я учила их быть людьми. Насколько это удалось – покажет время.

Наш опрос

Мы обратились к людям на улице с вопросом: «Как вы относитесь к тому, что школьники снимают видео с учителем на уроках, а потом выкладывают это в сеть?»

Ольга Николаевна Маслова, пенсионерка:
- Раньше, когда я училась (а было это пятьдесят лет назад), к учителям мы относились с уважением. Некоторых побаивались, над некоторыми подшучивали. Но ни одного учителя не унижали и не оскорбляли, как теперь это делают дети. Надо, чтобы в школах не было никаких телефонов, хотят этого родители или нет.

Ольга Петровна Комарова, пенсионерка:
- Дети сейчас другие, а учителя обучены по старой методике. Начинать надо с обучения педагогов: психологии, возможно даже актёрскому мастерству, приемам распознавания манипуляций. Ну и конечно, учитель должен обладать хорошим знанием предмета, владеть новыми технологиями, которые позволяют сделать урок интересным.

Марина Васильевна Ванина, учитель:
- На моих уроках у детей даже мысли не возникает, чтобы достать телефон и что-то начать снимать. Им просто некогда, потому что они на уроке работают. Случаи, подобные описанным, могут возникнуть тогда, когда ученикам скучно и нечем себя занять. Но это уже не их вина, а проблема компетентности учителя.

Алена Решетова, школьница:
- Считаю, что это ненормально, потому что никто не имеет права снимать какого-либо человека без разрешения, и уж тем более выкладывать в интернет. А ещё некоторые дети не ценят знания, которые им дают учителя, да и не уважают учителей в принципе, что очень плохо.

Ольга Иванова, тележурналист:
- Чаще всего отыгрываются на других, и учителях в том числе, дети, которые недополучают любви дома, в семье. Штрафами и наказаниями проблему не решить. С семьями должен работать психолог, причем годами, и то не факт, что что-то сдвинется с места. И есть ещё такой аспект: нередко человек, которого оскорбляют, сам это провоцирует. Надо смотреть на обоих участников конфликта.

Людмила Александровна Чуткова, заслуженный учитель:
- Учителю надо бороться за себя, отстаивать своё честное имя. Если она не права, надо так же публично извиниться, что сорвалась, тем самым подчеркивая, что учитель тоже человек. А уж если права, то тем более так же публично защищать себя.

Оксана Соловьева, мама школьника:
- Дети просто обнаглели. Они с третьего класса уже могут не слушаться учителя. А в старших классах многие вообще становятся эгоистами. Учителя нужно уважать, а не хайп ловить от снятых и выложенных в интернет роликов.

А что об этом думаете вы, уважаемые читатели? Поделитесь своим мнением по тел. 5-27-23 или письмом, простым или электронным.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel