Борис БАВИН
житель пос. Сухобезводное
17.04.2014 г.
Погостить – провести некоторое время в гостях – можно по разным поводам и причинам, но обязательно в определенном месте и по приглашению, иначе это будет не гостевание, а что-то другое.
Для того чтобы погостить в Сухобезводном, нынче есть поводы и причины веские: наш родной поселок – юбиляр, семь десятков ему в этом году стукнет! Приглашения гостям уже заготовили загодя: тем, кто попочетнее, понужнее и покруче – персональными письмами с лиловой печатью, а остальным, которые попроще, – через интернет и посредством поселкового «сарафанного радио».
Но ни те, ни другие, прибыв на торжество, не покинут своей малой Родины, не побывав у могил дорогих и близких им земляков-сухобезводнинцев. На погосте!
Ведь именно погосты издавна, еще в «Повести временных лет», в X веке, при княгине Ольге, упоминаются как место встречи гостей. Правда гости те являлись тогда для сбора дани, а сейчас мы посещаем погост как священное место захоронения.
Кладбище в Сухобезводном ненамного старше самого поселка. В голодные двадцатые годы прошлого века схоронили на высоком берегу Березового оврага жители одноименной деревушки мальчонку-подростка. Похоронили поблизости, потому как отец еще с затянувшейся на долгие годы гражданской войны не вернулся, а мать враз обессилела от голодухи и горя. Появился первый холмик.
А до этого усопших предавали земле на кладбище у деревни Сухобезводное, что в трех верстах от Березового оврага. Деревня эта и поселку дала название, хотя сама больше известна как Клушино. Жители этой русской православной деревни исстари и долго строили церковь, в которой можно было бы отпевать покойников. Строили-строили, но так и не построили – отпевание происходило в церкви села Пятницкое, а это еще более десятка километров маеты по болоту.
На Клушинском погосте нашли упокоение многие сухобезводнинцы – деревня являлась поставщиком рабочих кадров для предприятий поселка, да и поныне некоторые похоронные процессии из поселка направляются в Клушино. Сюда тоже приходят для посещения близких – погостить.
Бурный рост поселка в предвоенные и особенно в военные годы обусловил рост народонаселения и на Березовском погосте, который официально стал территорией, отведенной для захоронения умерших сухобезводнинцев. Обряды погребения, порядок обустройства и содержания могил устанавливались индивидуально по традициям, принятым теми или иными народами, религиями, сектами, социальными группами, к которым принадлежали покойники и которых в Сухобезводном тех лет было великое множество.
Это и привело к полустихийной схеме захоронений – народ бессистемно захватывал участки на погосте и при этом, конечно, старался: высоченные ограды, увенчанные острыми пиками, огромные памятники с мощными бетонными основаниями, стальные столбы, цепи, просторные – про запас – участки с упавшими оградами и крестами. В итоге ходить в гости на нашем кладбище непросто: паутина узеньких тропинок, то и дело упирающихся в тупики, завалы мусора и упавших деревьев, ямы провалившихся неухоженных могил... Смотрителя нет.
Оборудованное в конце прошлого века по инициативе администрации поселка новое кладбище на некоторое время исправило и улучшило положение в похоронном деле. Кладбище было освящено, огорожено – фасадная сторона даже металлической оградой с воротами. Построен мост через овраг, который отделяет новое кладбище от старого, сделана дорога с асфальтовым покрытием.
Поначалу при содержании кладбища пытались придерживаться ГОСТа: указывались места для захоронения, ставились стандартные ограды, памятники, столики и скамейки, содержались в порядке проходы и проезды. Гостям не составляло никакого труда найти и посетить могилы близких им людей – четкие надписи с именами делались на всех крестах и памятниках. Был смотритель.
В последние годы места захоронения все больше и больше становятся похожими не на погосты, а на территорию демонстрации крутизны «вечной памяти», где нет места вопросам о морали и традициях. Чья память круче – это вопрос фантазии, престижа и размера кошелька нынешних якобы «сильных мира сего».
Почти все захоронения обустроены с запасом под будущее «подселение» родственников. Обычно – это ограда под две-три могилы, но по нынешним временам это уж слишком скромно. Ограды устанавливаются гораздо больших размеров, чем положено, а некоторые захоронения скорее напоминают музейные скульптурные композиции, нежели места отдохновения и последнего приюта…
Здесь же – на погосте – нагло, по-скотски демонстрируется людское беспамятство: заросшие бурьяном могилы без крестов и оград, заполненные водой ямы над усопшими…
Самое тяжкое испытание для погоста – Родительский день и Пасха! Кавалькады гудящих разномастных таратаек, массовое столование на могилах, причем независимо от национальности, со спиртным. Столы ломятся от всевозможных яств (не хватает только песен и плясок). Повсюду – кучи мусора, несмотря на стоящие на выходе контейнеры. Присутствие на кладбище батюшки и его вразумления не останавливают пьянствующие компании от продолжения «банкета». Ближе к обеду подтягиваются местные выпивохи, зорко высматривая добычу: ага, вон сверкает стаканчик, яичко рядом на закуску и сигаретка дымящаяся! Если погода хорошая, то «гуляют» до темноты, а некоторые из-за изрядного подпития остаются «в гостях» и на ночь. Торжествующее язычество, и только!
Кладбище посетить, прибрать могилы, тихо и спокойно пообщаться, почтить память и выразить благодарность тем, с кем прожил в поселке не один год, можно и в любой другой день. Думается, что для многих гостей таким днем будет 24 августа, когда в Сухобезводном пройдут торжества в честь 70-летия со дня образования поселка.
Этот год объявлен Годом культуры. В рамках Года культуры в Нижегородской области запланирована разнообразная программа мероприятий. Впишется в эти рамки праздник поселка Сухобезводное или все ограничится будничной, неспешной очисткой и обкашиванием центральных улиц с привлечением населения да дорогостоящим бабаханьем салюта? А где наши достижения в духовной жизни, где наша память и уважение к людям, которые семь десятков лет тому назад основали и впоследствии так много сделали для поселка? Да, конечно, там – на погосте! Каким увидят гости наше кладбище, где покоятся близкие им и не чужие поселку люди, что скажут?!
Ведь показателем нашего внимания и радушия к гостям был, есть и будет он – погост!
Фото предоставлено автором