02.10.2021 г.
На днях случайно обнаружил, что со времени моей первой публикации в газете «Семёновский вестник» прошло ровно три года. Своеобразный маленький юбилей.
Тогда, в 2018-м, я даже не мог себе представить, что из обычного читателя вдруг перейду в разряд внештатного корреспондента. В то время я написал первый отчёт о поездке и вовсе не думал, что в будущем желание делиться с читателями районной газеты своими мыслями от увиденного в моих небольших путешествиях по нашей стране только усилится. Поэтому мне очень хочется поблагодарить коллектив редакции за искреннюю поддержку в написании моих путевых заметок. Сегодня же я предлагаю вашему вниманию свой более ранний материал – о поездке в Саратов. Заранее извиняюсь, что в нём нет моих фотографий, но я постараюсь компенсировать этот недочёт своими впечатлениями.
«В деревню, в глушь, в Саратов», – так обращался к своей дочери Фамусов в известной комедии «Горе от ума». Возможно, раньше это показалось бы обидным любому жителю Саратова, но в век пандемий провести время в тихом провинциальном городе для любого будет подарком судьбы и хорошей наградой.
В этой поездке смешались история и современность, а малоизвестные факты стали интересными открытиями. Всем этим материалом я с большим удовольствием поделюсь с вами, мои дорогие читатели.
Житель любого населённого пункта всегда гордится своими известными земляками, а мы в Саратове по-новому открыли для себя Н. Г. Чернышевского, коренного жителя этого города. Музей-усадьба известного писателя и мыслителя расположен в самом центре города, на берегу Волги. Его творчество раньше было предметом обязательного изучения и входило в школьную программу. Меняются времена, только остаются без ответа извечные российские вопросы, поставленные в одно историческое время: «Кто виноват? и «Что делать?», отчасти созвучные с названием известного романа писателя. Кстати, его именем названа одна из самых протяжённых улиц и нашего с вами Семёнова. Николай Гаврилович имел духовное происхождение и был одним из немногих очень образованных российских сограждан, почитаемый и находящийся в большом авторитете у маститых европейских экономистов.
Очень самобытная обстановка музея, подлинные предметы XIX века, шахматы, в которые писатель играл с известным историком Костомаровым, чьи труды даже в настоящее время являются предметом бурных дискуссий. Похоронен Чернышевский на Воскресенском кладбище Саратова. На гранитном памятнике высечены очень трогательные слова об искреннем служении России с главным и единственным пожеланием – процветания.
Случайно я там увидел могилы других знаменитостей – известного генетика Вавилова и Зинаиды Николаевны Некрасовой, последней супруги известного русского поэта, которая на протяжении семи лет была его музой, большим другом и помощником.
К слову, очень интересна история этого необычного брака с разницей в возрасте между супругами более 30 лет. Девушка имела простое происхождение, была дочерью солдата и стала настоящей музой поэта. Некрасов многое изменил в жизни этой женщины, начиная с имени и отчества. С лёгкой руки поэта Фёкла стала Зинаидой, а отчество он записал на своё имя – Николаевна. Они всегда были вместе.
В обычной жизни у Зинаиды Николаевны всё получалось очень легко – она уверенно держалась в седле, была незаменимым спутником поэта на охоте, очень метко стреляла. За годы совместной жизни она легко освоила языки, даже корректировала произведения Некрасова.
Сам поэт был признан ещё при жизни, занимал должность редактора известного литературного журнала. Его произведения печатались большими тиражами. Но в мирской жизни поэт, по воспоминаниям современников, был очень противоречив. К примеру: осуждая зимнюю охоту на медведя в берлоге, он был ярый поклонник такой охоты; очень сочувствовал ребятне, которая травмировалась, цепляясь за коляски, а у самого все коляски были утыканы гвоздями, чего он даже и не отрицал.
Перед смертью друзья обвенчали Некрасовых, обустроив временную домовую церковь. Зинаида Николаевна перед кончиной супруга помирила его с Тургеневым. (Справедливости ради надо сказать что Иван Сергеевич в силу своего характера был в ссоре со многими коллегами по цеху). Похоронили Некрасова на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. На похоронах поэта были Достоевский, Салтыков-Щедрин. Зинаида Николаевна очень дорого заплатила за право быть похороненной рядом с мужем, но в скором времени она откажется от всего – литературного наследия, имущества в пользу брата и сестры поэта, которые её не признали, хотя брак был зарегистрирован церковным обрядом. Так что страсти, связанные с дележом наследства – некоторое подобие современных телевизионных звёздных скандалов – имеют давние корни, существовали ещё и в те далёкие времена. После смерти поэта Зинаида Николаевна переедет в Саратов, где ей будет уготована судьбой очень долгая жизнь.
Некоторое время её считали самозванкой, и только к концу жизни стараниями литературной общественности Саратова ей была назначена пенсия. Последний раз с Зинаидой Николаевной общался и записал её воспоминания Корней Чуковский.
Вот в такую непридуманную историю жизни Некрасовых вылилось посещение Воскресенского кладбища Саратова, куда мы зашли, собственно, благодаря совершенно другому литератору – Чернышевскому.
Из Саратова отправляется в город Энгельс – разве ж можно человеку родом из СССР не заехать в этот достопримечательный городок?
У каждого из нас в детстве есть мечта. Увы, моё высокое желание летать воплотилось только в посещении кружка юных космонавтов да в одном прыжке с парашютной вышки. В этом плане какой-то отдушинкой и стало посещение Саратова и его пригорода Энгельса, так как их история тесно связана с космонавтом номер один. В Саратове Юрий Гагарин получал среднее профессиональное образование. А потом волею судьбы спускательный аппарат корабля «Восток» приземлился в деревне Смеловка Энгельского района Саратовской области. Первый космонавт тогда узнал сразу эти места, хотя по расчётам приземление планировалось совершенно в другом месте. Сейчас здесь заложен парк-музей Покорителей космоса с кедровой аллеей (позывной Гагарина был «Кедр»). В 2021 году это знаковое место посетил президент России.
Подробности многих событий порой узнаются спустя много десятков лет. Так было и с приземлением Гагарина. Оказывается, первый космонавт приземлился на собственном парашюте, отдельно от капсулы спускаемого аппарата. Вы об этом тоже не знали? Просто тогда технологии мягкого приземления были ещё несовершенны и спуск мог закончиться непредсказуемо, но в любом случае мы были первыми.
Недалеко от этого места находится действующая воинская часть, на территории которой расположен музей дальней авиации. Попасть в него, особенно сейчас, в период пандемийных ограничений, очень трудно, нужны длительные предварительные согласования. А ещё только здесь можно увидеть, как взлетают стратегические бомбардировщики Ту-160. Это непередаваемо красивое зрелище.
Сама история музея очень интересна. Судьба многих списанных, отслуживших свой век самолётов была бы печальной, если б один энтузиаст не дал им вторую жизнь. После того, как они отработали своё, они стали экспонатами. Практически все самолёты именные – на одном из них, Миг-15, летал Герман Титов, другой борт – Ту-134 – принадлежал руководителю Польши Герману Гереку. А на самолёте Ан-12, который тоже установлен на вечную стоянку, перевозили гроб с телом Василия Макаровича Шукшина, который внезапно умер на съёмках фильма «Они сражались за Родину». Сопровождали его в том последнем полёте Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук.
Коль речь зашла о фильме «Они сражались за Родину», позволю себе небольшое отступление. Мне показался интересным один факт создания картины. Роль рядового Лопахина после смерти Василия Шукшина доигрывал дублёр Юрий Соловьёв, хотя в титрах картины его фамилии не было. Благодаря искусству Сергея Бондарчука мы видим его лицо только сбоку, и если будете пересматривать картину, обратите на это внимание. Юрий Соловьёв очень гордился этим фактом всю свою творческую жизнь.
Вот такой получилась наша поездка в Саратов. Нет, всё же ошибался Фамусов, называя эти места глушью. Мне показалось, что там органично соединились прошлое и настоящее нашей страны. И даже более того – вполне может статься, что без этой провинции не может состояться и наше космическое будущее.
Сергей ЗАМОРИН