Юрий КОЛЮКИН
06.06.2020 г.
Кто бы мог подумать, что безобидная пародия Максима Галкина сразу на двух первых лиц нашего государства – президента Владимира Путина и столичного мэра Сергея Собянина, появившаяся в интернете в конце прошлой недели, вызовет столь бурную реакцию в обществе?
Макс во вполне привычной ему манере пофантазировал на тему онлайн-совещания этих высоких чинов по поводу режима «гуляния домами» в Москве, слегка поиграл словами-терминами, и неожиданно стал настоящим героем недели нынешней.
Что характерно, суперпопулярным ролик стал отнюдь не благодаря поддержке поклонников Галкина – это исключительно заслуга тех, кто «не понял юмора» и искренне обиделся на юмориста – и за президента, и особенно за Собянина. Другой народный любимец – актёр Евгений Миронов – даже поместил в Инстаграме ответное видео под названием «Бессонница», в котором пожаловался, что заснуть никак не может после подобной выходки Максима, и теперь его «колбасит». Посмотрите обязательно это «колбасное» выступление Миронова – эдакое душевное, с надрывом. Смотришь, слушаешь, и при очередном привздыхании художественного руководителя Государственного Театра Наций прямо-таки слёзы на глаза наворачиваются! Но даже подписчики Миронова почему-то не оценили его порыв – комментарии под его «Бессонницей», увы, далеко не восторженные.
Этот небольшой скандальчик наглядно говорит о том, что политическая сатира в широком смысле этого слова – на телевидении, по радио и в печати – у нас теперь отсутствует полностью. С тех пор как ушёл из жизни Михаил Задорнов, мы как-то постепенно стали привыкать к мысли, что шутить на «эту» тему нельзя – вроде как непатриотично. Хотя, если разобраться, политическая сатира – не злопыхательство или, не дай Бог, подстрекательство к чему-то незаконному, а именно сатира – это важная составляющая общественного контроля за властью, которая показывает неравнодушное отношение к тому, чем живёт страна. Это ли и не есть патриотизм? Но большинство из нас нынче почему-то стало путать понятия патриотизма и доказательства любви и преданности к отдельным конкретным чинам. Но ведь люди на должностях рано или поздно меняются, а страна остаётся.
Когда я в первый раз посмотрел пародию Галкина, мне она, честно сказать, не показалась особым шедевром. Впрочем, я никогда и не воспринимал всерьёз Максима Галкина как юмориста-пародиста. Вполне возможно, что и сам он гораздо уютнее себя чувствует в роли телеведущего, нежели наследника традиций Аркадия Райкина. Но теперь кто знает... Если эта невинная, наспех сделанная шутка кого-то «колбасит», не получим ли мы в скором будущем настоящего сатирика? Которого, кстати, нам и впрямь не хватает.