Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 1760

06.04.2022 г.

7 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения нашей землячки, заслуженного художника РСФСР Нины Петровны Сальниковой

Вся её жизнь неразрывно связана с хохломским промыслом, и золотые завитки хохломской росписи надёжно переплелись с судьбой Нины Петровны.

Многие в Семёнове, да и не только, знали, уважали и любили эту замечательную женщину. Много лет она возглавляла творческую лабораторию производственного художественного объединения «Хохломская роспись», была заслуженным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии имени Репина, вела активную общественную деятельность, представляла наш город во многих странах мира. Наград и заслуг Нины Петровны Сальниковой и не пересчитать. О ней написано немало, и всё-таки о необыкновенной судьбе простой русской женщины хотелось бы рассказать ещё раз. Родилась и выросла Нина в Семёнове, в обычной рабочей семье. Отец погиб на фронте Великой Отечественной, осталось на руках её матери трое малолетних детей. Мы часто говорим сейчас: «Каждый выбирает себе дорогу в жизни сам». У маленькой, только что окончившей пять классов Нины такой возможности не было. Мать тяжело болела и однажды держала с дедом совет: куда определить детей? Дед – рассудительный, умудрённый житейским опытом, решил так: «Учи сына, а девкам ремесло нужно, замуж выйдут – учение не понадобится». А учащимся профтехшколы в то время выдавали тёплый бушлат, обувку, пусть не досыта, но кормили. Туда-то в 1946 году и направилась Нина поступать на обучение.
- Помню, пришла в кабинет завуча босая, заморённая, – с грустинкой в глазах вспоминала Нина Петровна. – Посмотрел он на меня, вздохнул да так без экзаменов и зачислил на учёбу.

И бывает же такое – попала в профтехшколу девчонка без охоты, как говорится, за кусок хлеба, но не прошло искусство хохломского промысла мимо её сердца! И не только не прошло, но и раскрыло самый настоящий, редкий талант, настоящее дарование художника. Ещё в годы учёбы в профтехшколе не пропускала Нина ни одной выставки, участвовала в них, жадно впитывала в себя всё лучшее, создаваемое руками мастеров. Учёбу в ПТШ Нина Петровна закончила в 1949 году, получив при этом самый высокий разряд художника хохломской росписи, к этому разряду, случается, идут долгими дорогами трудовых лет.
А с объединением «Хохломская роспись» Нину Петровну связал 1950 год, когда пришла она туда работать художницей. Она с особенной теплотой вспоминала то время:
- Какие ребята и девчата тогда были на «Хохломе»! Работаешь в цехе, и вдруг кто-то запевает песню, её тут же подхватывают, поют сердцем, душой, с песней и работа спорилась. Трудное, но весёлое было время моей юности. И холод, и голод, но вот молодой задор не оставлял нас ни на минуту.

В 1965 году молодую талантливую художницу перевели в творческую лабораторию, а спустя шесть лет Нина Петровна возглавила её. Работа в руках Сальниковой кипела, и не только творческая. Комсомольская работа сменилась профсоюзной. Восемь лет Нина Петровна была председателем цехкома, многие годы являлась заместителем председателя ФЗМК, при этом продолжая упорно учиться в вечерней школе. Талантливого художника и ярого общественного деятеля направили учиться в Москву в высшую школу ВЦСПС, после её окончания долго и упорно уговаривали перейти на другую работу, но она не сдалась. Профессия, выбранная случайно, но захватившая всё её существо и душу, осталась при ней. Не один десяток изделий с изящной хохломской росписью вышли из- под кисти Нины Петровны. Благодаря её таланту искусство хохломской росписи получило новый подъём. Богатая фантазия помогла ей стать автором значительного количества изделий, которые пользуются спросом уже много лет и по сей день выпускаются на фабрике «Хохломская роспись».

Много талантливая художница сделала для того, чтобы усовершенствовать её любимые виды росписи «травка» и «кудрина». По фантазии мастера в роспись были введены новые мотивы диковинных цветов, пышных гроздей ягод, пёстрых птиц и лёгких нежных бабочек. И «кудринка» заиграла новыми элементами, стала более богатой, приобрела особую привлекательность. Когда-то главный художник «Хохломской росписи» Екатерина Николаевна Доспалова очень хорошо сказала про работы Нины Петровны: «Живут в её изделиях два образа праздника: один торжественный, другой безудержно ликующий, но оба они очень наши, русские».
За несколько лет работы творческой лаборатории под руководством Сальниковой значительно расширился ассортимент изделий. Создана серия наборов посуды: кофейных, чайных, компотных, винных, рыбацких, столовых. Через творческую лабораторию проходили и всевозможные заказы. Здесь разрабатывали и писали, например, сувениры Малому художественному театру, все призы для международного хоккейного турнира на приз газеты «Известия», да всего и не перечислить… Нет счёта и странам, на выставках в которых побывала Сальникова и её работы. В списке: г. Брно (ЧССР), Париж (Франция), Монреаль (Канада), Буэнос-Айрес (Аргентина) и др. Не каждый дипломат может похвалиться таким списком! А ведь, собственно, Нина Петровна и была полномочным представителем нашей Родины в этих государствах, своим трудом, искусством крепила дружественные связи между народами.

Сальникова была депутатом областного совета, а потом депутатом Верховного совета СССР и вместе с другими депутатами принимала в 1977 году Конституцию СССР. В Семёновском районе Нина Петровна возглавляла Совет содействия Советскому фонду мира, являлась членом Горьковского комитета защиты мира. Как она всё успевала, откуда силы черпала? Числилась везде формально? Нет, не тот человек, не та у неё установка в жизни. Недаром её многолетний труд был отмечен правительственными наградами; орден «Знак Почёта», два ордена Трудового Красного знамени, медали «За доблестный труд», «Ветеран труда», серебряные и бронзовые медали ВДНХ. Но не только по её рабочим и творческим заслугам помнят Нину Петровну. Она была не только очень добрым, душевным человеком, она была советчиком, ходатаем, миротворцем. И это касалось не только сотрудников её лаборатории, а всей фабрики и женщин в особенности. О семейных делах посоветоваться – к ней, работа не ладится – к ней, ребёнка в ясли устроить – опять к ней. Она пообещает – сделает.

Когда я готовила материал о Нине Петровне, попросила Валентину Семёновну Дашкову, главного сторожила фабрики, рассказать о ней поподробнее, ведь именно она приняла у Сальниковой бразды правления творческой лабораторией. И она, оказывается, все эти годы бережно хранила архив Нины Петровны, который и передала вместе со всеми фотографиями и грамотами в фонды историко-художественного музея, за что ей огромное спасибо! По словам Валентины Семёновны, Сальникова была очень лёгким, сердечным человеком, всегда собранная, с красивой причёской и милой улыбкой, любила красиво одеваться. Но при этом требовательная к работе, готовая в любую минуту подсказать, научить. Но главное, конечно, это талант Нины Петровны как художника, которым она щедро делилась с учениками и коллегами.

К сожалению, Нины Петровны Сальниковой не стало в мае 2015 года, но память о её творчестве увековечена в работах, в которых чувствуется глубокое понимание традиций хохломского промысла и вся красота русской души.
Татьяна СЕВАСТЬЯНОВА,
ведущий
научный сотрудник
музейно-туристического центра «Золотая хохлома»
Фото из архива
«Хохломской росписи»


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle