Юрий ХРАМОВ
Фото Александра ЮРЬЕВА
13.02.2020 г.

Война… Какое страшное слово! Великая Отечественная коснулась каждой нашей семьи. Война разделила людей на две категории – фронтовики и труженики тыла.

Всё дальше уходят он нас «сороковые-роковые», и всё меньше остаётся тех, кто испытал на себе тяготы тяжёлых военных времён. Общаться с живыми свидетелями этих грозных событий интересно, но во время встреч всегда испытываешь огромное волнение – рассказы ветеранов трогают, берут за душу.

Вместо школы – работа

Многое повидала на своём нелёгком веку Раиса Романовна Арсакова – труженица тыла из деревни Беласовка. Ей сейчас 92 года, но до сих пор она отлично помнит военные годы, запросто называет фамилии своих начальников, соседей, близких и дальних родственников… С болью и со слезами на глазах рассказала она нам о детстве и юности.

- Я ведь только пять классов закончила, – вздыхает Раиса Романовна. – Судьба сложилась так, что дальше учиться не пошла. И не потому, что не хотела, а так получилось по жизни. Однажды над нашей деревней прошёл сильный ураган и с дома, в котором мы жили, снёс крышу. Папа тогда работал в колхозе и попросил председателя колхоза (который приходился ему двоюродным братом), дать несколько дней на ремонт, но тот категорически отказал. Время было такое – надо было колхозными делами заниматься.  Вот так под открытым небом и жили. Поэтому мы с братьями заболели – какая уж тут учёба! А через какое-то время моего дедушку арестовали за то, что корова ночью отелилась, а телёнок у неё умер, – посчитали вредительством. Из-за дедова ареста меня и в колхоз на работу не взяли, а потом и огород у нас забрали.  Молоденькой девчонкой мне пришлось работать на лесоучастке, который принадлежал горьковскому заводу «Красная Этна». Мы с подружками ездили в лес, пилили, грузили. Тяжко было: отдохнём, поревём с девчонками, и – опять за работу. Так наше детство и ушло с войной – некогда было играть в куклы.

Не без вести пропавший

Отец Раисы Роман Макарович Тумаков ушёл на фронт вскоре после начала войны. Домой от него пришло всего два письма. А потом пришло ещё одно, но не от отца… В той бумаге сообщалось, что он числится в списках пропавших без вести. Где и как погиб отец, никто в семье не знал. Но после войны маме Раисы удалось-таки узнать, где похоронен её муж. И вот как это случилось.

- Однажды – это когда война уже закончилась – к нам в дом пришли два молодых парня, – продолжает разговор Раиса Романовна. – Они сказали, что на станции встретили солдата, который попросил нашу маму приехать в деревню Чамру. Этот мужчина якобы готов был рассказать, как погиб Роман Макарович. И мама, конечно, поехала.
Иван Морозов – так звали того мужичка – поведал ей об окружении, в которое попали наши войска под Смоленском. Там полегло очень много воинов. И вот как-то он увидел тяжело раненого солдата, лежащего на улице. Мимо проходили бойцы, которые, видимо, знали отца. Вот от них Иван Морозов и узнал, откуда родом раненый. Сказали, что боец из Горьковской области, из деревни Белая Совка. А потом в бреду отец называл имена жены и своих детей: Агния, Раиса, Виктор, Юрий… Вскоре скончался.  И земляк похоронил Романа Макаровича в тех местах.
А до этого Иван написал на руке наши имена, чтобы не забыть. И вот, когда он возвращался с фронта, сошёл с поезда на станции Беласовка и попросил, как я уже говорила, двух парней, сходить к моей маме. Что было дальше, я вам уже рассказала.

На братских могилах не ставят крестов…

- А после войны, в 50-х годах, я ездила в Смоленск, побывала в тех местах, где похоронен отец. Конечно, тогда ещё не было никаких братских могил. Мы там встретились с одной женщиной, которая тоже издалека, сходили в церковь, поставили свечки, заказали панихиду… Молодая я была, не догадалась сходить в местный военкомат и сообщить, что отец здесь воевал и похоронен. До сих пор жалею, что этого не сделала. Была бы сейчас помоложе, ещё раз съездила бы. Сейчас там, конечно, определены места воинских захоронений, но вряд ли на памятниках есть фамилия моего отца…
Проклятая война забрала мужей, братьев, сыновей, многие не вернулись домой. У мамы на фронт ушли пятеро братьев, а возвратились только двое. И так почти в каждой семье.

А годы бегут…

- А моя судьба сложилась так: до 1944 года проработала на местном лесоучастке, а потом жизнь пошла в другом направлении. В Семёнове встретила знакомую, которая пригласила меня работать в ОРС (отдел рабочего снабжения) леспромхоза. Потом меня послали учиться в лесной техникум, по окончании которого направили работать счетоводом-кассиром на мериновский лесоучасток. А потом вернулась в Беласовку, здесь вышла замуж, родила двоих детей. Несколько лет трудилась в Залесном леспромхозе.
Годы прошли быстро, не заметила, как и состарилась. Теперь мы уже только о своих болячках говорим. Главное, чтобы молодое поколение помнило, за что погибли наши отцы. Память о них должна быть вечной. Что и говорить – трудное было время, но всё мы пережили, всё перетерпели и победили.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel