Печать
Категория: Уроки истории
Просмотров: 8397

Николай ЗЕМЛЯНИКИН
22.04.2014 г.

Я не являюсь профессиональным историком. Но мне всегда хотелось выяснить, где и как погибли и пропали без вести  в июле-августе 1941 года два моих деда. Один из них ушел на войну из деревни Большая Елховка, другой – из села Красные Усады Залесного района. Рассказы родителей содержали очень мало полезной информации, чтобы начать конкретные поиски. Однако развитие Интернета и появление в открытом доступе документов из архивов Минобороны наконец предоставило такую возможность.

Документов этого периода – июля-августа 1941 года – сохранилось ничтожно мало. Многие люди тогда «как в воду канули». Зацепок почти нет. Но в процессе кропотливой работы кое-что удалось все-таки найти. В результате этих поисков я написал три исторических отчета о войне: два о начале Великой Отечественной и один – о временах Сталинградской битвы. Возможно, это будет кому-то интересно. Кто-то увидит фамилию родственника или односельчанина. Для кого-то будет полезно узнать о моей «технологии» поиска, о том, как и где искать, и с учетом этого они сами попробуют заняться поиском своих погибших родственников.

Две команды

Сразу надо сказать, что все мои выводы и данные относятся в основном к Залесному району. Перед войной административным центром этого района было село Ильино-Заборское, и там был свой Залесный райвоенкомат. В 1957 году Залесный район вошел в состав Семеновского, и его архивы передали в город. Собрав вместе информацию по погибшим и пропавшим без вести воинам Залесного района, удалось выяснить, что наши земляки ушли на фронт в начале войны в составе двух больших команд. Первая команда (около 50%) была направлена на Северный фронт в Карелию под Петрозаводск и воевала в составе 71-й Стрелковой дивизии. Вторую команду (25%) направили в Горький, где формировалась 160-я Стрелковая дивизия, была зачислена в 537-й стрелковый полк и затем направлена на Западный фронт – в Белоруссию, под Могилев. Остальные 25% по 1-3 бойцам были разбросаны по разным фронтам. Если ваш родственник воевал в составе 52-го, 131-го или 537-го стрелкового полка, то вы сможете почерпнуть из моих очерков много информации о боях в июле-августе 1941 года.

Бои на Петрозаводском направлении

Основная часть людей из первой команды, направленной в Петрозаводск, воевала в 131-м Стрелковом полку 71-й стрелковой дивизии. Другая, меньшая часть земляков, воевала в 52-м стрелковом полку 71-й стрелковой дивизии. 

«…71-я стрелковая дивизия была сформирована в Петрозаводске 10 июня 1940 года на базе Финской народной армии. К началу войны эта дивизия обороняла на южном участке границы с Финляндией полосу в районе Вяртселя-Куолисмаа протяженностью более 100 км. Центральный участок обороны в районе Корписелькя удерживал 52-й стрелковый полк полковника М. Я. Бирмана. Перед фронтом дивизии стояли подразделения противника Карельской армии Финляндии. Задача Карельской армии состояла в том, чтобы овладеть южными районами Карелии, выйти на реку Свирь и соединиться с войсками группы армии «Север», наступавшей из Восточной Пруссии на Псков, Ленинград, а частью сил – на Лодейное Поле». 

В ходе боев один полк 71-й стрелковой дивизии был отрезан от основного состава и был вынужден отступить на юг к Ленинграду. Поэтому срочно в Петрозаводске в основном из наших земляков сформировали новый 131-й стрелковый полк (командир – капитан П. Т. Съедин). Другая часть солдат была придана 52-му стрелковому полку. Наши земляки показали себя достойно. В истории войны эти бои остались под названием «Суоярвинский выступ». Наступление противника удалось задержать практически у границы на целый месяц. Это было одной из причин, почему финской и немецкой армиям не удалось замкнуть кольцо окружения вокруг Ленинграда в намеченные сроки. При том что на помощь финнам под Суоярви была брошена немецкая 163-я пехотная дивизия.

Начало боев 

«Ранним утром 13 июля 131-й полк погрузился в эшелоны в Петрозаводске и направился в Суоярви. Бои с противником в районе станции Лоймола вели мелкие подразделения. На помощь им в ночь на 13 июля подошел батальон охраны штаба армии, затем батальон 52-го стрелкового полка. Они с ходу перешли в контратаку и к утру 13 июля отбросили передовые части финнов на окраины Лоймолы. Поэтому 131-й полк, выгрузившись на станции Мустакаллио (6 км восточнее Лоймолы), смог развернуться в боевые порядки в сравнительно спокойной обстановке. Но к исходу суток наши части под натиском противника снова вынуждены были отойти от Лоймолы к Мустакаллио». 

«В ночь на 19.07.41 г. противник возобновил наступление против 131-го СП, оборонявшего станцию Пятлоя. Командир полка, не имея опыта ведения боевых действий в лесисто-болотистой местности, боевые порядки построил линейно. Глубина обороны отсутствовала, фланги оказались необеспеченными, разведка в должной мере не велась. В итоге противнику удалось обойти полк с флангов и перерезать единственную грунтовую дорогу в его тылу. В донесении, полученном в штабе армии от комполка, говорилось: «Обойден большими силами, принимаю меры выхода из окружения». На этом связь с полком была прервана. На помощь 131-му стрелковому полку был выслан сводный отряд в составе стрелкового батальона, сформированного в течение нескольких часов из отходящих подразделений 71-й стрелковой дивизии, роты танков БТ и бронепоезда. Все эти силы удалось скрытно подтянуть в исходное положение для атаки. В три часа утра (19 июля), когда большая часть вражеских солдат спала, началась внезапная атака наших подразделений. Стрелковый батальон с танковой ротой наступал вдоль дороги. Его поддерживал огнем из 8 орудий и 24 пулеметов бронепоезд. Вышедший в тыл 131-му полку вражеский батальон был разгромлен, а оборона полка восстановлена. Противник оставил на поле боя до 100 человек убитыми, нами были захвачены пленные, 12 станковых и ручных пулеметов, а также другое оружие и боеприпасы». 

Много наших земляков захоронено в братских могилах на 22-м и 24-м километрах автодороги А-131 от Суоярви в направлении Лоймала (дорога далее идет на Сортавалу). И все же судьба была относительно милостива к первой команде – многие прошли всю войну и вернулись домой живыми.

Бои на Смоленском направлении, под Могилевом и Чаусами

В состав 537-го стрелкового полка были включены жители северных районов (Ковернинский, Залесный, Семеновский, Воскресенский, Краснобаковский, Уренский и Ветлужский). 25 эшелонов дивизии были отправлены под Могилев и Смоленск с выгрузкой на станции Чаусы и Кричев Могилевской области Белорусской ССР и Рославль Смоленской области. Разворачивалось большое Смоленское сражение. Судьба второй команды была трагичной. Уже на этапе выгрузки дивизии железнодорожники раскидали батальоны на сотню километров друг от друга. Первые эшелоны (443 стрелкового полка и два артполка) сразу же при выгрузке попали под удар авиации. Уцелевшие побатальонно присодинялись к другим дивизиям для «затыкания дыр», поскольку немецкие танки обошли Могилев с юга и севера и переправились через Днепр. Оборона на восточном берегу Днепра была не подготовлена. Командование 160-й стрелковой дивизии ехало в средних эшелонах и не могло управлять полками. Через три дня боев дивизия попала в окружение. В условиях окружения, отсутствия должного управления и связи началась паника. Этому способствовало и то, что 6 тысяч призывников, которых призвали 13 июня для обычной службы в армии, были совершенно не обучены. Из первого окружения 25-28 июля за реку Сож вышла только треть. Атмосфера того времени под Могилевом хорошо отражена в созданном в Белоруссии фильме «Днепровский рубеж», в книге К. Симонова «Живые и мертвые» и ее экранизации.

Окончание здесь.


Система Orphus