Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1438

Юрий ХРАМОВ
Фото Александра ЮРЬЕВА
23.12.2020 г.

Очередная командировка. Мы с коллегой-фотокорреспондентом едем в деревню Малая Чамра, которая расположена в нескольких сотнях метров от центральной автотрассы.

Зимой здесь тихо и пустынно – народ живёт в шести домах, в целом где-то человек 12 получается. Самые молодые – уже пенсионеры, приехали из городов, чтобы ухаживать за своими матерями, которым пошёл девятый десяток.

Доярка с пятидесятилетним стажем

Капитолине Фроловне Ляшковой 89 лет. Родом она из этой деревни. Когда началась Великая Отечественная, ей ещё и десяти не было. Отца забрали на фронт, на руках у матери осталось трое детей. В школе она успела закончить лишь два класса, а потом пришлось нянчиться с младшим братом. В 14 лет девушка уже пошла работать в колхоз – ухаживала за коровами, овцами, телятами.
- Пятьдесят лет отработала в животноводстве, – вспоминает она. – Доила руками, тогда ещё никаких аппаратов не знали. Коров двадцать подоишь, а потом ещё и дома надо прийти управить скотину. Мы держали корову, поросят, овец. Хорошо, что мама помогала по хозяйству, а так не знаю, как бы справлялась. Уходила я на ферму в четыре утра и возвращалась домой поздно вечером. В войну плохо было всем – ели гнилую картошку, хлеба не было… Выручала, правда, корова.

Сестру мою посылали работать в соседнюю деревню Страмоватку нянькой. Деревни давно нет, но я всё то время хорошо помню. Бывало, придём к тем,
кто побогаче, намоем им с дресвой пол, потолок, окна. А они нас за это накормят да буханку хлебушка с собой дадут. Наша деревня почему-то всегда бедной считалась.

Но советские времена вспоминаются с теплотой. Помню, как меня направляли от колхоза на областной слёт передовиков сельского хозяйства. Тогда уважали животноводов и наш труд.
Хотя и сейчас на жизнь грех жаловаться. Пенсия хорошая, дочь, внуки, правнуки приезжают, не забывают. Спрашиваете о долгожительстве, так ведь сама не знаю, почему так долго живу. Мама у меня в 90 умерла. Видать, по наследству и мне передалось.

Такси до Чамры вызывали?

Евстолия Фроловна Сухарева, родная сестра предыдущей героини, живёт неподалёку. За ней тоже ухаживает дочь – приехала из Нижнего Новгорода. Она хоть и моложе Капитолины на три года, но тоже помнит военные годы хорошо.
- Мама у нас работала в колхозе, – вспоминает женщина, – а мы ей по хозяйству помогали. Я много лет на лошадке в колхозе трудилась – сено, зерно на ферму возила. А ещё на лошади отправляли зерно в Семёнов, государственный план надо было выполнять.
Потом вышла замуж. Мужу после операции запретили заниматься тяжёлым трудом, поэтому уехали мы с ним в Горький. Там я трудилась на овощебазе, а супруг – на деревообрабатывающем заводе. А как вышли на пенсию, сразу же вернулись в родные края. Дочь зовёт в город, но я не хочу туда ехать. Здесь я выросла, здесь моя родина. Дрова купила, вода в доме есть, пенсию привозят, автолавка два раза в неделю приезжает – что ещё надо? А какая здесь тишина, какой чистый воздух!
Дороги у нас зимой аккуратно чистят. Здесь одна главная проблема – весь декабрь не ходит рейсовый автобус. Вот дочери, да и другим жителям тоже нужно в больницу съездить, в аптеку, лекарства купить, а на чём – на такси? У нас одна женщина недавно заказывала – недешёвое удовольствие. Вот до каких времён дожили, а вроде бы всё к лучшей жизни нас вели. Так что вы уж там напишите, чтобы наши власти побыстрее решили вопрос с автобусом. Мы же больше ничего особого и не просим.
Есть в деревне ещё одна долгожительница – Анисья Гавриловна Морозова, которой исполнилось 88, но к ней мы не пошли – сказали, она неважно себя чувствует.

Без мужика что за деревня!

Данил Демидов обычно на зиму уезжает в город, но в этом году решил остаться в деревне.
- Ох, я здесь, в местном колхозе, кем только не работал! – вспоминает он. – И трактористом, и пастухом, и рабочим на ферме. А в 1986-м, когда мне 31 год был, призвали на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС. Два с лишним месяца мы там с семёновскими ребятами находились. Обрабатывали спецраствором автомобили, да и на самой станции работали: и на реакторе были, но очень короткое время.
Хотел опять на зиму в город уехать, да тут у меня куры, собака, два кота… Привык с детства к животным. Их же кормить нужно, жалко бросать. Летом в деревне, конечно, веселее – дачники приезжают.

Да, летом здесь действительно народу прибавляется. Все три десятка домов оживают за счёт приезжих горожан. Вот тогда люди совместными усилиями и решают насущные вопросы, пусть небольшие, но для них значимые. Например, несколько лет назад своими силами дорогу подремонтировали. Вместе многое можно сделать, если ещё и власть поможет.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle