Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1349

17.04.2019 г.

Основой формирования гражданской позиции и социальной активности школьников вполне может стать внеурочная деятельность.

Наша школа активно работает в этом направлении, создавая условия для развития творческих личностей, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать в реальную жизнь замыслы, характеризующиеся новизной. Одним из таких замыслов стала разработанная мною программа внеурочной деятельности «Юный краевед», которая в конечном итоге направлена на создание силами творческих учащихся школы музея народного быта родного края в нашей школе №4.

Программа «Юный краевед» рассчитана на один год для учащихся пятых классов. Она распределяется по блокам: «Моя область», «Мой город», «Моя школа», «Моя семья» и т. д., что позволяет ребятам достаточно подробно изучить родной край, в неформальной обстановке общаясь друг с другом.

В рамках предмета истории важным является региональный компонент, на который в школьной программе отводится явно недостаточно времени. В пятых классах не предусмотрено изучение локальной истории, а когда же, как не в начале среднего звена, знакомиться с корнями родного края, города, школы, своей семьи? Внеурочная деятельность в пятом классе помогает не потерять преемственность обучения в начальной школе, где дети знакомились с историей страны, области, района, города, и изучением локальной истории, к которому они вернутся в шестом классе в курсе «История Нижегородского края с древнейших времён до наших дней».

Ни один ребёнок не похож на другого. У каждого – свой характер, свои манеры поведения, свои интересы и цели в жизни. В работе с детьми я использую различные методы и приёмы: беседы, квест-игры, экскурсии, виртуальные интерактивные экскурсии в отдалённые уголки нашей области, применяю различные по методике типы занятий: лекции, лабораторно-практические занятия, учебные практики.

Наиболее понравившаяся ребятам форма проведения занятий – интерактивная экскурсия, во время которой они могут почувствовать себя настоящими экскурсоводами. В силу возраста не каждый ещё в состоянии сделать компьютерную презентацию, но зато все дети замечательно рисуют и вырезают, что помогает нам в художественном оформлении маршрутного листа по историческим местам родного города и области. На занятия мы приглашаем учителей-предметников, завучей, которые играют роль гостей, впервые посетивших наши края. Ребята стараются показать то место, о котором идёт речь, с самой выигрышной стороны.

Внеурочная деятельность «Юный краевед» формирует у школьников устойчивый интерес к истории родного края и закладывает глубокие знания, развивает устную речь и нестандартное мышление, умение ориентироваться на местности. Устанавливаются устойчивые межпредметные связи с историей – через изучение прошлого родного края, с географией – через изучение карты, биологией – с помощью изучения флоры и фауны, литературой, поскольку ребята знакомятся с фольклором, поэтами и писателями-земляками.

В ходе создания музея у ребят сформируется чувство ответственности, уважения к малой родине. Деятельность учащихся в музее народного быта родного края направлена на вовлечение в поисково-исследовательскую работу.

Родной край, его природа, история, культура – основа для воспитания человека, искренне любящего и знающего свою страну.

Е. ЦЫГАНОВА,
учитель истории
школы №4


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle