Л. БРИТОВА,
ведущий научный сотрудник историко-художественного музея
29.10.2015 г.
Период наиболее массовых репрессий, так называемый Большой террор, в нашей стране пришелся на 1937-38-й годы.
На основании постановления правительства СССР «Об антисоветских элементах» был издан приказ НКВД «Об операции по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников». К приказу прилагались рекомендации о контингентах, подлежащих репрессии, указания о мерах наказания репрессируемых и количество подлежащих репрессии.
По этому приказу каждая область получала разнарядку по двум категориям: первая – расстрел, вторая – срок заключения в лагерь на срок от 8 до 10 лет. С 1933 по 1938 гг. жертвами политических репрессий стали около 300 жителей Семеновского района.
Специальная комиссия Нижегородской Епархии по канонизации новомучеников, созданная в 2004 году, занимается выявлением новых кандидатов для канонизации из числа репрессированных из нашей области. Для этого специалисты Епархии ознакомились с архивно-следственными делами, переданными из фондов ФСБ в Центральный архив Нижегородской области. На сегодняшний день в базе данных Нижегородской епархии – более 2500 имен священнослужителей, монахов и мирян, пострадавших от репрессий на территории Нижегородской области с 1918 по 1946 год. Ольга Владимировна Дегтева, директор Церковно-археологического музея Нижегородской епархии, что находится на территории Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, секретарь комиссии, непосредственно занималась подготовкой материалов для канонизации Самосской Елизаветы Николаевны, которая жила в Семенове и была женой земского врача Семеновского уезда Самосского Евгения Ивановича.
Мы представляем вам фрагментарный материал о новомученице. Елизавета Николаевна Самосская – из дворянской семьи, родилась 14 октября 1860 года в Нижнем Новгороде. Родители жили в большом двухэтажном каменном доме. Ее отец был служащим в Нижегородском отделении государственного банка и имел личное почетное дворянство. В 1877 году Елизавета Николаевна окончила московский Мариинский институт благородных девиц и некоторое время преподавала в этом учебном заведении. Вернувшись в Нижний Новгород, стала давать частные уроки французского и немецкого языков. До революции Елизавета также занималась подготовкой детей нижегородских дворян на дому для поступления в пансионы и частные гимназии.
Позднее Елизавета Николаевна вышла замуж за Семеновского земского врача Евгения Ивановича Самосского, который до революции, кроме врачебной деятельности, также исполнял обязанности Почетного мирового судьи в Семенове. После свадьбы она переехала в дом супруга, в уездный город Семенов.
Евгений Иванович Самосский – выпускник медицинского факультета Казанского университета. В период с 1886 по 1890 год в Семенове строится одноэтажное каменное здание Земской больницы на 30 мест, и Е. И. Самосский становится заведующим больницей и первым медицинским участком северной половины Семеновского уезда. В 1921 году за большую работу, проведенную в борьбе с инфекциями, и лечение больных, Евгений Иванович был чествован и признан Героем труда. В 1927 году, после смерти мужа, Елизавета Николаевна распродала все свое имущество и стала жить уединенно в посте и молитве. В годы гонений на церковь и богоборческой политики властей, начиная с 1931 года, несмотря на свой престарелый возраст, она взяла на себя обязанности председателя Церковного совета, или, иначе говоря, старосты при кладбищенской Всесвятской церкви города Семенова.
В ноябре 1935 года на Горьковскую (Нижегородскую) кафедру был назначен митрополит Феофан (Туляков), но власти не позволили новому архипастырю жить в Нижнем Новгороде, и он поселился в городе Семенове. На его частной квартире находилась и канцелярия епархии. Елизавета Николаевна Самосская неоднократно посещала Владыку Феофана, решая и обсуждая с ним текущие вопросы по организации богослужений во Всесвятской церкви. В июне 1937 года митрополит Феофан был арестован. В заключении Владыка был подвергнут жестоким пыткам и спустя месяц его вынудили признать себя виновным в создании церковно-фашистской организации на территории Горьковской области. В епархии начались массовые аресты духовенства и мирян, которые продолжались до января следующего года. Председатель местного райисполкома выдал сотрудникам НКВД в отношении Елизаветы Николаевны следующую справку: «…Самосская все время находится без определенных занятий, активно участвует при церкви города Семенова, является председателем церковного совета при Святской церкви. Имела большие связи с попом Цветаевым, который выехал в 1932 году за границу. Имела связь с бывшей купчихой Арсаковой, с попами Меньшиковым и Стрельским, с которыми собиралась у себя на квартире и занималась контрреволюционной деятельностью…»
В тот же день, 2 ноября 1937 года, Елизавету Николаевну Самосскую вместе с духовенством и другими жителями города Семенова арестовали по обвинению в антисоветской и контрреволюционной агитации и этапировали в спецкорпус Горьковской тюрьмы. 6 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила Елизавету Николаевну к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 ноября 1937 года. Место захоронения мученицы Елизаветы неизвестно.
В Собор нижегородских святых в настоящее время входят 73 человека. Среди них – 48 новомучеников (включая священнослужителей, монашествующих и мирян), одна из которых Елизавета Николаевна Самосская.
Нижегородская епархия готовит к изданию общий мартиролог всех пострадавших в годы гонений на территории Нижегородской епархии. Это позволит на конкретном материале глубже и объективнее узнать всю правду об истории нашей родины, какой бы страшной она ни была. И главная задача – донести эту правду до сознания подрастающего поколения: ведь знание истории позволяет избегать ошибок и трагедий в будущем.
Фото предоставлено автором