Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2460

Людмила КОРОЛЁВА
02.03.2017 г.

21 февраля проходила очередная конференция «Ступень в будущее-2017», на которой её участники поделились результатами своих научных работ.

Первая и главная задача школы – дать детям образование. И ученики получают знания в рамках утверждённых программ, хотят они того или не хотят. Если в начальной школе дети обычно учатся с желанием, то к средним и старшим классам зачастую теряют мотивацию. Однако талантливые педагоги могут заинтересовать своим предметом, и одним из самых эффективных подходов считается совместная с ребёнком исследовательская деятельность. 

Дети, которые под руководством учителей ставят перед собой вопросы, добывают знания опытным и экспериментальным путём, вряд ли заскучают на уроках. Юные исследователи есть в каждой школе, так как в нашем округе уже более десяти лет работает научное общество учащихся.  

От лингвистики до математики

На этот раз конференцию провели в здании лицея имени А. С. Пушкина. В актовом зале собрались все юные исследователи и их наставники из разных школ города, чтобы пропеть гимн науке – как в прямом, так и в переносном смысле. 

После торжественного открытия началась работа восьми секций: история и историческое краеведение, лингвистика, литературоведение, культурология, здоровьесбережение, математика, экологическая и естественно-научная секции.

Все ребята выступали с докладами по своей исследовательской работе, и это был финальный этап большого пройденного ими пути от постановки гипотезы до научно обоснованных выводов. Какие только темы не поднимали в своих исследованиях школьники! Андрей Шушунов и Илья Рябинин искали информацию о происхождении названий улиц своего посёлка Сухобезводное, шестиклассница Настя Чечина поставила вопрос: «Сможет ли наше общество избавиться от обидных слов?», десятиклассница Александра Зайцева изучала тему «Пушкин и староверы», Даша Знаменская узнавала, как влияет образ жизни на возникновение сахарного диабета… Всего в работе конференции участвовали более 70 учащихся с докладами на самые разные темы. 

Году экологии посвящается

Поскольку 2017-й объявлен в России годом экологии, поподробнее расскажем о вопросах, изученных детьми по этому направлению. Алёна Афанасьева и Светлана Худякова, ученицы Беласовской школы, рассуждали о роли пустырей и луговин в экосистеме города. Несмотря на свой юный возраст, девочки-пятиклассницы подробно разработали свою тему на основе местного материала и изучения мирового опыта. 

Действительно, на обширной территории нашей страны пустырей – несчётное количество, но при разумном подходе каждый из них может быть облагорожен и будет выполнять полезные функции. В пример приводились зарубежные идеи: на городских пустырях европейских городов строят верёвочные парки, оборудуют городские фермы или аптекарские огороды. А у нас в Нижнем Новгороде именно на пустующем месте строится новый стадион, на территории Щёлоковского хутора прокладывают экологическую тропу. В родной для этих двух девочек Беласовке сейчас пустует участок территории между начальной и средней школами. «Что должно появиться на этом пустыре?» – такой вопрос поставили девочки при проведении социологического опроса. В результате 80 процентов респондентов – за оборудование детской площадки. В работе экологической секции активное участие принимала Л. А. Невельская, заведующая орготделом Совета депутатов Семёновского городского округа, и она поддержала это предложение, даже пообещала помочь в его воплощении в жизнь.

Сразу два доклада коснулись злободневной темы бродячих животных. Дети всесторонне рассмотрели непростую проблему и предложили наиболее гуманные из возможных путей решения. По собранной ими информации, большинство представителей «школьного населения» испытывают к мохнатым бродяжкам жалость, готовы их подкармливать, и многие хотели бы взять к себе домой. И дети, так же, как и взрослые, задумываются о приютах для бродячих животных. Из уст Жанны Коротковой (Малозиновьевская школа) прозвучало: основная проблема в том, что в России до сих пор нет законов, ограничивающих бесконтрольное разведение домашних животных. Этот процесс нужно регулировать на законодательном уровне. Кстати, в Госдуме РФ уже «рождается» подобный закон.

Ученица первой школы Алина Сорина проследила вклад школьников разных поколений в природоохранную деятельность. Общество охраны природы во все времена в своей работе опиралось на молодёжь. Например, в 1929 году комсомольцы посадили сосновый бор на выезде из Семёнова в сторону деревни Медведево и парк у городского стадиона. И современные школьники не чуждаются экологических задач – они сажают деревья, выходят на очистку лесов и берегов рек, собирают макулатуру, проводят различные акции. Это говорит о том, что традиции природоохранной работы продолжаются следующими поколениями, и даже дети-школьники тоже многое могут сделать для родной природы.  

Какую ёлку лучше ставить на Новый год? – задала себе вопрос лицеистка Алиса Архангельская. Многие считают, что переход на искусственные новогодние деревца благотворно скажется на экологической обстановке, но это убеждение в ходе представленных опытов пошатнулось. Например, задумывались ли вы, какой вред природе несёт утилизация пришедших в негодность искусственных ёлок, если оценить вред в мировых масштабах? И из каких материалов изготавливаются искусственные ели? Опыт Алисы, проведённый в химической лаборатории, показал, что не все образцы бутафорской хвои безопасны для здоровья человека. 

В качестве самой приемлемой альтернативы было предложено использовать в качестве новогоднего деревца живые вечнозелёные растения, напоминающие традиционную ель, но выращенные в горшках – например, кипарисы или араукарии. Или же наряжать ёлочку, посаженную в собственном дворе – живое дерево срубать не нужно, а новогоднее настроение будет обеспечено.

Поздравляем победителей!

Все исследовательские работы школьников достойны похвал, но всё-таки экспертные комиссии отобрали самые лучшие. Мы сегодня назовём лишь обладателей первых мест, и даже этот список будет значительным: Александр Колюкин, 8 класс школы №3 (рук. А. В. Колюкина), Елизавета Варакина, 10 класс лицея (рук. Л. Г. Малышева), Александра Чернигина, 6 класс школы №1 (рук. А. А. Колобянина), Александра Фёдорова, 9 класс школы №2 (рук. Е. А. Соловьёва), Наталья Ежина, Анастасия Логинова, 8 класс Ильино-Заборской школы (рук. Т. Н. Готовцева), Виктория Феоктистова, 10 класс школы №1 (рук. Ж. И. Чеснокова), Тимофей Молодцов, 6 класс школы №3 (рук. Т. Г. Левина), Дарья Угодчикова, 9 класс лицея (рук. Г. А. Власова), Жанна Короткова, 6 класс Малозиновьевской школы (рук. З. М. Акишенкова), Алиса Архангельская, 10 класс лицея (рук. Л. Г. Малышева), Илья Еремеев, Юрий Комиссаров, Дмитрий Пшеничнов, Никита Левин, Мария Корнева, Сухобезводнинская школа (рук. Е. А. Адамович, И. А. Носова, Е. И. Левина), Ангелина Дергалова, 9 класс школы №2 (рук. М. В. Весновская), Виктория Шевякова, 8 класс школы №1 (рук. Н. В. Беляева), Марина Гришнякова, 9 класс школы №4 (рук. И. С. Кульпина), Виктория Теплякова, 5 класс школы №4 (рук. И. С. Кульпина), Яна Воронина, 10 класс лицея (рук. Л. А. Чуткова).

Поздравляем ребят и их руководителей с очередной научной победой!

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle