Людмила КОРОЛЕВА
13.12.2014 г.
Многие реформы, проводимые в нашем государстве, мягко говоря, удивляют. Вот и в области образования: несколько лет назад отменили обязательный письменный экзамен по литературе (сочинение) для выпускников средней школы.
Старшеклассники тогда, может быть, и порадовались, зато у многих педагогов, да и просто здравомыслящих людей возник вопрос: «Как так можно? Теперь дети вообще перестанут читать!» Лет пять потребовалось чиновникам от образования, чтобы осознать и признать свою глобальную ошибку – с нынешнего года одиннадцатиклассники снова должны будут показывать знание великой русской литературы и умение письменно излагать свои мысли.
По словам заведующей сектором управления образования Семеновского городского округа Ольги Алексеевны Ленковой, все наши будущие выпускники уже написали свои сочинения, которые будут служить им допуском к ЕГЭ.
Конкретные темы для сочинений были озвучены только на экзаменах, хотя заранее дети знали, по каким направлениям им нужно готовиться. Так как в этом году отмечался 200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова, одно направление было посвящено именно этому классику. Второе направление – к 70-летию победы над фашизмом – было сформулировано несколько философски: «Вопросы, заданные человечеству войной». И еще три возможных направления: «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?»
По факту семеновским, так же как и всем нижегородским ребятам, в день экзамена предложили на выбор пять нижеследующих тем: «Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?», «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. Юлия Друнина» (эту тему, кстати, выбирали чаще всего), «Природа и внутренний мир человека – созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», «Что важнее: любить или быть любимым?»
Будущие выпускники писали сочинения в своих родных школах, где, как известно, и стены помогают. Никаких особых строгостей – видеонаблюдения и системы спецпропусков и т. п. – на этот раз министерство образования соблюдать не требовало. Да и оценка работ проводилась по типу «зачет-незачет».
И все-таки определенные условия для получения зачета должны быть соблюдены. Объем текста – не менее 250 слов, а оптимально – от 350, оценивались, конечно же, грамотность, соответствие теме, качество письменной речи, композиция и логика рассуждений. Если вдруг ученик получил «незачет», есть возможность пересдачи – второй шанс написать зачетное сочинение представится в феврале 2015 года.
И хотя изначально готовые сочинения доверили проверять нашим педагогам, потом результаты отправляются в Нижегородский институт развития образования. Планируется, что все сочинения выпускников будут отсканированы и выложены в интернете на образовательном портале, так что при поступлении в вузы приемная комиссия вполне может принять во внимание не только стандартные тесты ЕГЭ, но и литературную подкованность абитуриента.