Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 644

Юрий КОЛЮКИН
07.10.2023 г.

«Нагружать всё больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института…» Наверняка многие помнят такую песенку о нелёгкой судьбинушке современных школьников.

Впрочем, каких уж современных, если этот хит Эдуарда Ханка и Игоря Шаферана вышел в 1978 году – аж сорок пять лет назад, и получается, что героям шуточного шлягера в исполнении Аллы Пугачёвой, тогдашним первоклассникам, нынче за полтинник… Из чего можно сделать логичный вывод, что не только у сегодняшних школяров учебная нагрузка выше крыши.

А вот интересно, регулируется ли непосильный учебный груз какими-либо нормативными документами? Существуют ли в природе правила, в которых чётко прописано, сколько уроков должно быть, к примеру, у первоклассников, а сколько – у среднего звена, каков может быть максимальный объём домашнего задания и как часто допускается проводить контрольные? Оказывается, такие положения есть, и прописаны они в серьёзном документе – СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Как нетрудно догадаться по номеру документа, эти санитарные нормы и правила приняты в далёком 2010 году. Однако по-прежнему остаются в силе. Давайте с их помощью разберёмся, правильно ли в наших школах, говоря официальным языком, организован учебный процесс.

Начнём с расписания, а если ещё точнее, с количества уроков. Что же говорится в санитарных нормах по этому поводу? Оказывается, есть такое понятие, как «максимально допустимая недельная нагрузка». Так вот, для первоклассников она не должна превышать 21 академический час. Если учесть, что все первоклашки занимаются на пятидневке, то нетрудно подсчитать, что в среднем четыре дня в неделю они могут посещать не больше четырёх уроков и ещё один – пять (4 х 4 + 5 = 21).
Других учеников начальной школы – со второго по четвёртый классы – разрешено нагружать чуть больше: их максимально допустимая норма составляет 23 академических часа в неделю при пятидневке и 26 часов – при занятиях с понедельника по субботу.

В пятом классе это количество соответственно равняется 29 и 32 урокам, в шестом – 30 и 33, в седьмом – 32 и 53, в восьмом и девятом классах – 33 и 36, в десятом и одиннадцатом – 34 и 37.
Если перевести все вышеприведённые цифры с недели на дни, то выходит, что:
- в расписании у первоклассников не может быть более 4-х уроков в день (один раз в неделю может стоять пятым физкультура);
- у учащихся 2-4-х классов количество уроков не может превышать 5 (опять же есть исключение для физкультуры);
- для пяти-шестиклассников максимальное число заполненных в расписании строк – 6;
- у старшеклассников с 7 по 11 классов максимально допустимое количество уроков в день – 7.
И всё это – включая классные часы и факультативные занятия. А в пункте 10.5 СанПиН есть ещё и такое уточнение, касающееся старшеклассников: «Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки». Вот так.

Не знаю, являются ли «Требования к условиям…» настольной брошюрой школьных завучей, но этот документ заставляет ответственных за расписание лиц быть почти волшебниками. Ведь от них требуется не просто уложить предметы в сетку так, чтобы не возникало накладок для учителей – типа одновременно два урока в разных классах, но в идеале и распределить учебную нагрузку на школьников, в том числе по дням недели. Объясняем на пальцах, то есть на конкретных примерах.
Итак, расписание должно составляться с учётом сложности дисциплин. Если в один день в сетке стоит русский язык, геометрия, алгебра, химия, физика, литература, иностранный, а на следующий в расписании музыка, физкультура, технология, биология, ОБЖ – значит, завучу можно смело ставить двойку за плохую работу. Поскольку санитарные нормы предполагают равномерное распределение нагрузки. Более того, должны учитываться даже сами дни недели: чтобы помочь ученику влиться в учёбу, понедельник должен быть облегчённым в плане занятий, таким же рекомендуется сделать и последний учебный день, когда у школьников накапливается изрядная усталость. Пик работоспособности – в середине недели, вот в среду можно и поднапрячь учеников.
Впрочем, как поднапрячь? Вот вам ещё один интересный момент, касающийся проведения контрольных, проверочных и прочих околоэкзаменационных работ. Санитарные нормы и правила разрешают проводить такие работы только на втором, третьем или четвёртом по счёту уроке. И, что характерно, может быть не больше одной контрольной или проверочной работы в день! Например, если вторым уроком была математика, на которой ученики писали контрольную, то ни на каком другом уроке – биологии ли, русском языке и прочих – никаких проверочных и контрольных уже быть не может, иначе – нарушение санитарных норм!

Вот как буквально формулируется норма дневной нагрузки: «Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших псхихофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1-й ступени основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней – на 2-4 уроках».

Следует учесть, что санитарные нормы и правила – вовсе не рекомендательный документ, а обязательный к исполнению в любых школах (или, как теперь говорят, образовательных учреждениях). Конечно, с момента их утверждения прошло ой сколько времени, за которое успел появиться и новый закон об образовании, и были приняты свежие федеральные государственные образовательные стандарты, и даже введены абсолютно новые уроки, тем не менее, пока не приняты новые СНИПы, эти считаются действительными.
А выполнимы ли они, даже эти – действительные и в то же время устаревшие? И если допустить, что они будут исполняться досконально, станете вы спорить с тем, что нагрузка на современных школьников лежит действительно немаленькая? А ведь многие ученики после школьных занятий ещё идут в кружки, секции, музыкальную, художественную школы. Так что нынешним детям можно только посочувствовать. Впрочем, как поётся в известной песне, «то ли ещё будет»…


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle