Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
05.08.2023 г.
На днях в Семёнове побывала делегация из Ивановской области. Творческие люди, посвятившие себя развитию строчевой вышивки, посетили предприятие «Хохломская роспись», чтобы посмотреть на изготовление хохломских изделий и матрёшек. Ну и, конечно, рассказать о тонкостях своего ремесла.
Спасение «утопающих»
А инициаторами поездки стали молодые учредители Холуйской строчевышивальной артели Александр Саков и Илья Семёнов. Сами они в Семёнове бывали неоднократно, любят посещать наш фестиваль. А вот их мастерицы в нашем городе впервые.
- Как можно больше впитывать знаний, связанных с народными промыслами, – таков девиз наших поездок, – говорит Александр.
Впервые он приехал в наш город в 2011 году. Тогда он посетил художественный лицей № 30, готовивший художников росписи по дереву, токарей и резчиков. И экскурсию по образовательному учреждению (кстати, единственному в мире, где готовят такого рода художников) ему провела Валентина Семёновна Дашкова, заслуженный художник России. Она и пригласила Александра на нашу «Золотую хохлому». И этих двух людей объединяет общий интерес: оба радеют за развитие народных промыслов.
Александр закончил Холуйское училище по специальности «художник лаковой миниатюры», потом работал на Холуйской фабрике лаковой миниатюры. И если этот вид народного промысла жил и был востребован, то местное предприятие «Холуйская строчка» переживало свои самые печальные времена. А далее случился ковид, прежние контакты и привычный ритм жизни были нарушены. Но именно в то время Александру приходит мысль возродить «Холуйскую строчку». Вышивальщиц, которые владели этим древним промыслом, уже на то время в Холуе оставалось очень мало. Спрос на профессию вышивальщицы тоже падал: кто же пойдёт учиться по этому направлению, если работать негде? Ситуацию надо было спасать.
Не дать пропасть с лица земли
Новорождённая фабрика «Холуйская строчевышивальная артель» начиналась с одной вышивальщицы. Это уже потом на фабрику пришла Ирина Анатольевна Комиссарова, которая работала в Холуйском училище преподавателем вышивки. Сейчас же на фабрике трудятся 12 вышивальщиц, и у руководства есть уверенность, что их количество с каждым годом будет увеличиваться, так как училище продолжает обучать девушек этому народному ремеслу, а трудоустроиться теперь есть куда.
- Но прежде чем открыть предприятие, мы начали учиться, – рассказывает наш гость. – И вот мы с Ильёй поехали по музеям Ивановской области, изучали музейные фонды, которые могли дать нам информацию об этом старинном промысле, знакомились с бабушками, которые в своё время работали на фабрике «Холуйская роспись». Это нам нужно было для полного погружения в новое для нас дело. Вы понимаете, что мы с другом были не профессионалы в этой области. Совсем новое для нас направление. Первоначально не знали ни технологии, ни особенностей промысла. Но у нас было горячее желание этот промысел возродить, не дать ему пропасть в лица земли.
- В Ивановской области насчитывается семь центров традиционной народной вышивки, и все техники друг от друга отличаются, – вступает в разговор его друг Илья. – Это ивановская строчка, шуйская, пистяковская, палехская, холуйская, Верхний Ландех, Лух. Чкаловский гипюр по такой же сетке изготавливается, но во всех видах вышивки имеются свои нюансы, все отличаются друг от друга. И эти особенности должны сохраняться.
- Наш промысел известен ещё с 17 века, – комментирует Александр. – Холуйская вышивка традиционно выполняется в трёх техниках: ришелье, белая гладь (или просто гладь) и строчевая вышивка. Последняя делается по сетке, которая получается на ткани путём выдёргивания трёх-четырёх нитей основы и утка. Затем горизонтальные и вертикальные столбики сетки по диагонали поочередно обвивают белыми нитками. Перевитую сетку заполняют разнообразными узорами. Процесс строчевой вышивки, как вы понимаете, очень трудоёмкий.
Когда к молодым людям пришла идея не дать погибнуть промыслу, местные жители с большим недоверием восприняли эту новость. «Занимаются отмыванием денег», – говорили про них. И это, конечно, для двоих друзей было обидно. Игнорируя недоверие своих земляков, они всё равно упрямо шли к своей цели: возродить умирающий промысел.
Возвращение в избу
Сейчас директора гордятся качеством своих изделий. Предприятие под их руководством работает всего два года, а уже заметен серьёзный прорыв.
- Наши покупатели не могут изнанку отличить от лицевой стороны, – с гордостью говорит Александр. – У нас минимизирована ручная вышивка, потому что это очень дорого. Мы развиваем ручную-машинную вышивку. Изначально в холуйской строчке размер сетки составлял 2 миллиметра, это очень тонкая и мелкая работа. Представляете, надо было вручную выдернуть ниточки, чтобы получить такую мизерную сетку. В советское время сетка стала более крупная, её размер составлял уже 5 миллиметров. А мы теперь вернули прежний размер холуйской строчевой вышивки! Это наше возвращение к истокам промысла, и мы этим по праву гордимся.
В советское время на фабрике было чёткое распределение всех операций по вышивке: работали дёргальщицы, вышивальщицы. Сейчас же любая мастерица на фабрике полностью универсальна и выполнит самостоятельно любую операцию. А ещё такой интересный момент: друзья купили дом для того, чтобы разместить в нём работниц своей артели.
- Мы работаем в избе, – без какого-либо стеснения и даже с гордостью говорит Александр. – Как и сто лет назад. У каждой вышивальщицы своя рабочая зона, и здесь всем комфортно.
Раньше вышивальщицы в артели работали только по индивидуальным заказам, теперь уже и на магазины. У мастериц появилась скорость, поэтому и товара стали производить больше. Вышитые воротники, платья, юбки, передники, косынки, косоворотки, салфетки, скатерти, чайные и кофейные наборы восхищают тонкой работой и находят своих покупателей, несмотря на высокую стоимость. Кстати, одна из мастериц, приехавшая в Семёнов в составе делегации, очень мечтала увидеть свою вышивку на занавесках в доме-музее Семёна-ложкаря, и она, конечно же, её увидела. Ей было это крайне приятно. Работа её рук теперь украшает окошки музея.
- Мы расширили линейку косовороток, одежды, столового белья, – рассказывает Александр. – Сейчас разрабатываем коллекцию постельного белья, но, конечно, наши модницы очень хотят видеть расшитой одежду. Мы видим, что люди любят и ценят вышивку, поэтому повышается спрос на наши изделия.
«Всех талантливых переманила»
Ирина Анатольевна Комиссарова – вышивальщица со стажем, частая гостья нашего города. Она 22 года отработала в холуйском училище – преподавала вышивку. И принять решение, чтобы перейти работать на частное предприятие, ей далось непросто. Полгода она думала над ним и всё-таки решилась.
- Я сделала это для того, чтобы у моих студентов было будущее, – объясняет мастер. – Теперь они не в «Пятёрочку» идут работать, а к нам, на «Холуйскую строчку». Я всех талантливых выпускниц сюда переманила.
Высшая школа народных искусств теперь располагается в селе Холуй. Представляю, как повезло детям, там проживающим. Прямо в посёлке можно получить высшее образование. Два отделения – художественная вышивка и лаковая миниатюра – для всех желающих.
- А недавно мы делали заказ известному московскому дизайнеру Ульяне Сергеенко, – рассказывает Ирина Анатольевна. – Три изделия были выполнены с элементами нашей вышивки. И столице будет прививать вкус народных промыслов.
А ещё холуйские вышивальщицы изготовили рубашку как у Максима Горького – точно повторили и крой, и вышивку по фотографии писателя.
Семёнов – не первый город, который посещает коллектив холуйской артели. Они уже посетили Городец, где вышивальщицы побывали на предприятии «Городецкая золотная вышивка» и на фабрике «Гипюр» в Чкаловске.
- Льготами в промыслах народ не удержишь, – считает наша собеседница. – Здесь надо только любить своё дело. Наши директора любят то, чем занимаются. Кстати, Александр Сергеевич – мой ученик, а теперь я у него в подчинении работаю, но это не страшно. Наоборот! Мы все пропитаны одним настроением и одним желанием – работать и создавать уникальные изделия в технике холуйской вышивки.
С вышивкой на Чёрное море
В июле Александр Сергеевич и Ирина Анатольевна приняли участие в фестивале молодого искусства «Таврида» в городе Судак на Чёрном море. В направлении «Конструирование и дизайн» Ирина проводила мастер-классы для молодёжи, Александр читал лекции по внедрению народных строчевышивальных традиций в дизайнерский костюм. Одна девочка, участница их занятий, была награждена поездкой в Холуй для двухнедельного обучения в строчевышивальной артели. И она была просто счастлива. А ещё у молодого предприятия есть перспектива сотрудничества с Академией искусств, открытой в Судаке. Поступило предложение обучать детей в Крыму в течение нескольких месяцев на базе Академии.
В фильме Алексея Балабанова «Мне не больно» есть такая фраза героя Маковецкого: «Главное – это найти своих и успокоиться». С первой частью этой фразы у героев моего материала всё в порядке. У них нет времени нравиться всем и оправдывать ожидания каждого. Они не видят смысла дожидаться чьей-то взаимности, если перед ними спина или открытое недоверие. Но у них есть смысл решаться на риск, ни перед кем не отчитываться за свой выбор и ни на кого не перекладывать ответственность за свои решения. Быть своим для тех, с кем у тебя не стена, а мост, и эти мосты молодые руководители активно продолжают строить. А вот успокоиться у них вряд ли получится. Не такие они. И это отлично!