Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 774

Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото: Александр ЮРЬЕВ
22.03.2023 г.

В разговоре с одним из наших читателей обозначилась проблема, актуальная для многих пап и мам современных школьников: как мотивировать своего ребёнка на учёбу?

Как объяснить юному созданию, что образование необходимо в первую очередь ему самому? За помощью отправляемся к специалистам социально-психологической службы городской школы №2.

Первый совет нам даёт социальный педагог школы Марина Анатольевна АРТЮХИНА:
- Хотелось бы напомнить родителям, что неплохо всегда быть рядом со своими детьми. Так заведено во многих семьях, что с первого класса родители выполняют вместе с ребёнком все домашние задания, тотально проверяют его подготовку к урокам. Но, начиная с пятого класса, родители начинают считать своих детей достаточно взрослыми, чтобы те могли самостоятельно справиться со школьной программой. Однако это происходит далеко не со всеми детьми. Контроль и саморегуляция у школьников вырабатывается по-разному, в разные сроки. В этом случае должна меняться исключительно форма родительского контроля: где-то его можно ослабить, чтобы больше доверять своему ребёнку и давать ему самостоятельности, а где-то усилить, если в этом есть необходимость. Но ни в коем случае этот контроль не бросать!

Образование, обучение и воспитание схематично представляют собой треугольник: школа, родители и собственно ребёнок, имеющий свои индивидуальные характер и темперамент.
- Ошибка многих родителей состоит в том, что они существуют в параллельных измерениях со своим ребёнком, даже не пересекаясь с ним, с его жизнью, детскими новостями, открытиями. А должен быть тандем, сотворчество и содружество. И с возрастом необходимо менять формы контроля. Не от раза к разу, а систематически! Взрослеющему ребёнку, безусловно, надо доверять.

К разговору подключается психолог учащихся начальной школы Евгения Фёдоровна БОГАТКОВА:
- В этом учебном году наша психологическая служба поставила перед собой задачу: создать в школе такие условия и такую обстановку, чтобы дети приходили на занятия с радостью. И вы знаете, это оказалось вполне выполнимо! Та самая ситуация успеха, о которой говорят психологи уже не первый год, актуальна будет всегда! Счастлив тот ребёнок, который чувствует свой успех. Будет совсем замечательно, если его успех оценен ещё и другими людьми. На родительских собраниях, совещаниях классных руководителей, на педсоветах мы об этом обязательно говорим.
- Зачастую в первом классе ребёнок успешен, у него легко всё получается, но при переходе в среднее звено в его развитии что-то начинает идти не так: прежнее рвение к учёбе пропадает, ученик не хочет себя проявлять ни в чём. Лишь бы его не трогали! Узнаёте ситуацию? И тут задача родителей – не упустить это время. Ведь можно прийти в школу и разобраться в этой ситуации вместе с психологом, классным руководителем по мере возникновения проблемы, а не просто эпизодически посещать родительские собрания. Происходит постепенное накапливание проблемы у ребёнка, и чем раньше она будет выявлена родителями и педагогами, тем лучше для всех.

Третий наш собеседник – психолог среднего и старшего звена Марина Владимировна КЛИМИНА затронула тоже важную тему для разговора:
- У родителей маленького ребёнка в жизни масса открытий и событий: первые шаги их малыша, первое слово... И жизнь у них с ребёнком не параллельная (о ней мы говорили выше), а общая. Так и должно быть! А вот если спросить, давно ли вы сажали своего ребёнка-пятиклассника на колени или рядом с собой и расспрашивали о его новостях, переживаниях, опасениях или радостях?
Если ребёнок не видит этой заинтересованности от своих родителей, он начинает искать её на стороне: в друзьях, знакомых. И эта тесная связь между родителем и детьми попросту утрачивается.

- Многие родители реально откупаются от своих детей, замещая свою любовь и участие в их жизни дорогими гаджетами, – считает Марина Анатольевна. – И, казалось бы, дети должны ценить эти дорогие покупки, но они начинают воспринимать их как должное.
Как и во многих школах, у нас пользование телефонами на уроках запрещено, да и на переменах не приветствуется. Поэтому насколько дорогой у ребёнка телефон, известно только ему и его близкому окружению. Родители, задумайтесь над этим!

- И не стоит забывать, что учёба – это и есть жизнь ребёнка, – утверждает Марина Владимировна. – За плохие оценки ругать его не стоит! Принимать и любить его следует таким, какой он есть. А вот в школу на неделе лишний раз заглянуть и с учителями встретиться следует. Беспокоить учителей надо!
Вот я своих пятиклассников каждый понедельник стала спрашивать: как прошли ваши выходные? Что у вас нового? И так приятно бывает, когда они рассказывают о своих родителях, совместных выездах-походах, общих делах и взаимно интересуются: а что у меня нового? как прошли мои выходные? Родители должны быть друзьями своему ребёнку. Это, наверное, самая главная рекомендация сегодняшней встречи.

- Мой ребёнок всегда прав! – так считают иные родители, полностью доверяя своему чаду, – приводит пример из своей педагогической практики Евгения Фёдоровна. – Но согласитесь, что это не всегда бывает так. Прежней мотивации к учёбе, которая была годами и десятилетиями ранее, конечно, уже нет. И родители обесценивают свой труд в глазах ребёнка. Почему бы родителям не рассказать, насколько сложно даётся им зарабатывание денег, что первостепеннее купить что-то в квартиру, но не новый телефон. И дети поймут! Надо только доходчиво объяснять им.

Бич многих родителей – не могут убедить своего ребёнка в необходимости чтения. А что читают наши дети? Короткие сообщения в чате, где и слова перевраны, и знаки препинания напрочь отсутствуют. И какая речь у них после этого будет?
- Надо научить ребёнка обращать внимание на чтение, – даёт совет Евгения Фёдоровна. – Научить его понимать тексты. Тогда и речь будет развиваться, и интеллект.

- А я бы ещё добавила такую важную рекомендацию для родителей, – дополняет Марина Анатольевна. – Не мотивировать своего ребёнка на оценку, а заинтересовывать в получении знаний. Сейчас у многих происходит эта подмена. Родители путают мотивацию. За мотивацию выдают конечный результат. И ещё одна просьба к родителям: правильно воспринимать обращения к ним учителей, принимать их советы. Ведь должен быть постоянный диалог между педагогами и родителями. И желательно не в социальных сетях, а при личном контакте.

Вообще, в школе №2, как, думаю, и в других школах, уделяется большое внимание вопросу мотивации учеников и учителей. Ведь у учителей тоже бывает педагогическое выгорание: со временем меняются их взгляды на жизнь, на свою педагогическую деятельность. Сотрудники социально-психологической службы школы выступают на педсоветах с профессиональными рекомендациями. В начале третьей четверти проводился тренинг для педагогов на зарядку эмоций. Также ведётся диагностика детей младшего школьного возраста, исследуется психологическая готовность старшеклассников к сдаче экзаменов: проводится анкетирование школьников на уровень тревожности. Детей знакомят с процедурами ОГЭ и ЕГЭ, проводят рефлексию – определяют уровень навыков самоконтроля. И обследование показало, что у современных школьников и педагогов не всё благополучно, а значит, есть с кем и над чем работать.

Сегодня в беседе со школьными специалистами мы затронули важную для всех участников образовательного процесса – родителей, педагогов и школьников – тему мотивации к обучению. По этому поводу мы хотели бы открыть дискуссионную площадку. Возможно, вы как родители имеете свой взгляд на этот вопрос. Будем рады обсуждению темы заинтересованности школьников к учёбе на страницах нашей газеты и ждём ваши мнения на почту semvestnik@ semvestnik.ru с темой письма «Учиться интересно».


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle