Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1941

Юлия КОМОВА
Фото предоставлено Татьяной ЗУЙКОВОЙ
30.04.2022 г.

Стоит в деревеньке Хахалы крестьянский дом. Его хозяйка Татьяна Зуйкова создала в нём необычный музей, переступив порог которого, можно перенестись в эпоху, когда ходили в лаптях, спали на печи и ели деревянными ложками.

Казалось бы, чего мы можем не знать о русском быте? Ведь ещё в школе мы читали книжки, смотрели картинки, а в музеях слушали о том, как жили крестьяне в прошлых веках. Татьяне всё это очень близко, она искусствовед, любит и ценит старину. Супруг Евгений разделяет её взгляды и во всём поддерживает.

Так, пару лет назад нижегородцы супруги Зуйковы приобрели в Хахалах дом, но как родилась идея сделать из него дом-музей? Давайте узнаем у гостеприимной хозяюшки.

- У нас уже был здесь дом, мы с семьёй и детьми любим приезжать сюда на выходные, а на лето и вовсе перебираемся в уютную деревушку, – рассказывает она. – А потом купили второй дом по соседству.

И с удивлением обнаружили в нём большое количество старинных вещей из крестьянского обихода. Отсюда родилась идея – создать музей, но необычный, а живой, потому что избы «обижаются», если в них не топят печи и не распахивают окна.

- Домик нам достался аккуратненький, – продолжает женщина. – Предыдущие хозяева постарались всё прибрать, за что им большое спасибо. Но он был весь оклеен относительно современными обоями. Сняв их, мы обнаружили ещё три слоя обоев, кое-где слои краски, швы меж брёвен, промазанные глиной, которая высохла и безбожно осыпалась. И, конечно, несвежесть крашеных пола и потолка... И потом были три месяца отмачивания и снятия с деревянных стен намертво въевшихся обоев, убирание килограммов осыпавшейся глины, покраска, приведение электрики в порядок, и, конечно же, работа с текстильным дизайнером, раскопки и собирание коллекции, обустройство интерьера и сотворение новой жизни и новой истории для дома 1914 года постройки.

Деревенский ампир

И вот крестьянский домик превратился в музейно-гостевой дом. На экскурсию сюда приезжают ценители старины со всей Нижегородской области. Здесь можно даже пожить, поспать на русской печи, как говорится, погреть косточки, попариться в баньке по-чёрному, выпить ароматного чаю из самовара. В общем, насладиться всеми деревенскими прелестями и прекрасной керженской природой. По сути, Зуйковы развивают сельский туризм, и любителей его становится всё больше.

А в музее, между прочим, имеется коллекция экспонатов, среди которых есть вещи, достойные и столичных музеев.

- Например, печная дверца предположительно произведена чугунолитейным заводом Рекшинских, – рассказывает хозяйка дома. – На ней изображён сюжет с квадригой – четвёркой коней, запряжённых в колесницу, который, возможно, вдохновлён изображениями скульптурной группы Петра Карловича Клодта над фронтоном Большого театра в Москве. Такой вот деревенский ампир. Или, например, подзор, украшение спального места. Интересен он тем, что выполнен в технике мережка, это когда подпарывалась ткань и выдёргивались отдельные ниточки, а оставшиеся переплетались иголкой в разные узоры. Искусство мастерицы славилось именно тем, сколько она может делать разнообразных узоров.

В изящных шкафчиках хранится старинная посуда, альбомы, открытки, игрушки, украшения… В старину важнейшее в избе место – красный угол.

- День начинался с молитвы и заканчивался молитвой, – поясняет Татьяна. – Даже в советские годы очень многие люди жили этим и хранили духовные заветы. Керженские края богаты деревом, поэтому красные углы всегда оформляли деревянными киотами с колонками, домиком, что напоминает вход в храм. В красном углу всегда лучшие иконы, обязательно вешалось домотканое бранное полотенце с пришитым вязаным кружевом. Так душевно и легко становится, когда видишь такую красоту!

Русская печь для здоровья

А ещё здесь хранится очень старинная икона – образ Николы Липенского, эта реликвия раньше принадлежала жительнице соседней деревушки Хомутово – Матрёне Сергеевне Молодцовой. Хозяйка музея бережно её хранит.

- Сейчас в современной культуре принято самые лучшие вещи выносить в зал, куда мы приглашаем гостей, – рассказывает Татьяна. – А раньше всё самое лучшее располагалось в передней – это пространство для семьи, лучшее не кому-то показывали, а берегли для себя. Согласитесь, в этом есть определённая мудрость народной культуры? В маленькой кухне обычно не ели, только готовили, а трапезничать отправлялись за стол в избе, здесь же принимали гостей, в том числе случайных. По законам гостеприимства – пришёл человек в дом, его нужно напоить-накормить, а дальше в личное пространство можно не пускать. Мало ли кто пришёл, может не с добром. Но в деревнях люди старались быть гостеприимными и хлебом делиться, поэтому обеденный стол стоял ближе к выходу.
Татьяна показывает место для уютного отдыха.
- Часто кровати закрывались пологами, – поясняет она. – Эта отдельная кровать делалась, например, для бабушки. Днём ей нужно прилечь-отдохнуть, закрылась она, уединилась, а в остальной части дома жизнь кипит. В русской избе обязателен был закуточек, который назывался бабьим кутом или упечью (место у печки). Понятно, что в крестьянской жизни было много труда, но и о здоровье люди думали. Ведь русская печь она как раз про здоровье, даст пищу, тепло и тело восстановит.
В сенях хранятся предметы крестьянского хозяйства. Татьяна показывает старинную прялку, на ней изображены парень и девица, они сидят за столом, из которого прорастает древо рода.
- Приходил парень свататься и прялочку дарил, – говорит она. – Так он выражал надежду, что у них сложится их род. А вот один из самых старых экспонатов в коллекции – это рубель 1839 года (деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья). На валик наматывали влажное бельё и водили по нему рубелем, так оно выглаживалось.

Кстати, дети наших героев Иван и Анастасия очень любят деревенский колорит, а как крестьяне трудились в прошлом, знают не понаслышке. Настюша помогает маме растоплять печь и готовить ароматные блюда, а Иван, как и полагается мальчику, во всём помогает отцу.

Как же отрадно, что находятся люди, которые готовые вернуться в деревню, восстанавливать дома, заниматься хозяйством. Они с особым теплом относятся к старине, ценят, берегут, а главное – передают нынешнему поколению крестьянский уклад жизни.

Кстати

Годом, с которого отсчитывают историю деревни, считается 1702. Но, скорее всего, люди жили здесь и раньше. Арсений Майоров в книге «Керженский край» рассказывает, что в старину глубокую было здесь поселение Агулмари, что в переводе означает «марийская деревня». И однажды сюда с миссионерской целью приехали проповедники из монастыря с низовьев Керженца. Рассказывают местным жителям про Иисуса Христа, а они смеются, ведь по-марийски ийсюс – сосулька, и смешно слушать про Бога-сосульку.

Обиделись проповедники, уехали, настоятелю рассказывают: «Мы им про Христа, а они все ха-ха да ха-ха, хахалы какие-то!»
И тогда настоятель отправил туда одного монаха, который умел по-марийски разговаривать. Прибыл он в Агулмари, соорудил на берегу Керженца шалаш, никого не трогал, сам просто молился, крестился, ко всем с добром, и люди к нему потянулись.
И практически все приняли в своё сердце веру Христову. На крещение новообращённых прибыл сам настоятель монастыря, крестил в водах Керженца, а после говорит: «Надо новое название вашей деревне дать. В память о том, как вы сначала хахали над посланцами моими, и чтобы не забывали этого мерзкого деяния, будет деревня ваша Хахалами».


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle