Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 2361

02.02.2022 г.

Юрий Александрович КАПЛИН родился и вырос в деревне Жужелке. Повзрослев, он покинул родные края, но всегда возвращался в своё место силы, на свою родину, в маленькую деревню в одну улицу.

Познакомились мы два года назад, совершенно случайно. Приехав летом в деревню, я с удивлением увидела огромную вывеску «Музей» на… деревянной бане. Вывеска была точно сделана виртуозным мастером в стиле глухой домовой резьбы. Заинтригованная, я решила отыскать хозяина. Юрий Александрович с улыбкой сначала рассказал о вывеске, а потом и обо всей своей жизни.

Юрий родился в далёком 1933 году в большой семье, которая единственная не вступила в колхоз. Причин тому было несколько, главная из них – несправедливое раскулачивание большой семьи, где росли шесть детей (а родилось всего 9, но в то время маленькие дети часто умирали от кори и скарлатины).

Юра был четвёртым ребёнком. Застал военные годы, тяжёлый труд в лесу, конфликты отца с советской властью и как следствие – арест родителя. Надо сказать, что после революции Александр Каплин один из первых принял режим и даже участвовал в национализации, но в 1933 году семья сама попала под жестокое раскулачивание, хотя под статус кулаков и не подходила. Юра в то время ещё не родился, мать с ужасом рассказывала о том, как её, беременную, ударили в живот. С тех пор отец никогда не поддерживал советскую власть, и Каплиным приходилось зарабатывать лесозаготовительными работами, огородом и подработками в Семёнове.

В 40-е годы Александра за несговорчивый характер и драку с председателем колхоза забрали в тюрьму, потом отослали в Воркуту. Были случаи откровенной вражды и вредительства, но Каплины так и относились с неприязнью к советским порядкам. Возможно, крепкий характер и решимость досталась семье от предков-староверов. Юрий помнит, что крёстным отцом его был Иван, который служил в Никольской древлеправославной церкви звонарём и сторожем.
- Я видел своего крёстного только однажды, когда он приходил к нам в гости, – рассказывает Юрий Александрович. – Он был с Ковернинского района, куда и уехал впоследствии…
А ещё мне приходилось бывать на молениях, которые проходили на месте скитов. Последнее было в Большом Оленеве. Я туда ходил с родственником Александром Шашковым, который и организовал строительство часовни. Мне бы хотелось, чтобы это место не забывали и посещали его.
Нас воспитывали в строгости, называли именами строго по Святцам, а на моление собирали в простой деревянной избе. Изба эта действовала так долго, что даже моя дочь была крещена по старинному обряду в жужельском омуте в 1982 году старообрядкой Аграфеной Пряничниковой, которая потом была похоронена на деревенском кладбище.

Юрий Александрович в деталях рассказал, какие были иконы в этом доме. К сожалению, старые образа постигла учесть многих старообрядческих икон Семёнова – они были украдены из моленной и увезены неизвестными.

Ещё одна интересная история Каплиных была связана с мамой Евдокией Фирсовной, которая училось в школе деревни Дьяково в одном классе с Борисом Корниловым. Да, наш известный поэт был для Евдокии шпаной из соседней деревни, который кричал при встрече:

Староверы-старообрядцы,
Потеряли свои святцы!
Свои святцы не нашли,
В нашу веру перешли!

Как видим, талант Бориса проявлялся даже в юношеских хулиганских порывах, а мы благодаря воспоминаниям Юрия Александровича знаем ещё одну страничку из жизни поэта. Двоюродный брат отца Фёдор Иванович был дружен с поэтом и получит первое издание из рук Таисии Михайловны Корниловой.

В годы войны Евдокия Фирсовна тоже проявляла силу характера, спасая детей от голода. Ели тогда всё – от очисток липовых листков, а когда еда кончилась, молодая женщина отправилась в Оленево за 7 километров, чтобы обменять на мешок картошки цепочку и платок. Спустя много лет платок вернулся в семью Каплиных и хранится как реликвия.

Юрий Александрович – это настоящая копилка историй, преданий, фактов о Жужелке. Он рано переехал в Горький, окончил государственный университет имени Лобачевского, работал научным сотрудником при университете, кандидатом химических наук перешёл работать в педагогический институт, но всегда приезжал в свою деревню на Санохте. Помогал отцу в покосах и хозяйственных работах, не мог расстаться с родиной.

Он помнит, что в Жужелке росла необычная сосна, обхватить которую не могли и несколько человек. Сохранились снимки, на которых даже лошади кажутся игрушечными на фоне этого дерева. К сожалению, эта сосна не сохранилась.
А ещё Юрий Александрович рассказал о жителях Жужелки и Дьякова, которые были в числе тех, кто возвращал старообрядческую церковь верующим. Например, Антонина Яковлевна Зеленкова участвовала в борьбе за храм, а потом долгое время служила в церкви.

А что же с вывеской? – спросите вы. И снова – удивительная история. Поистине только такой неравнодушный человек, как Юрий Александрович, мог обратить внимание на неприметный кусок дерева на стихийной свалке. Принёс домой, отчистил и покрасил. Оказалось, что эта резная композиция со старого семёновского музея, который открыл Георгий Петрович Матвеев в 1934 г. Экспонат теперь хранится в семье Каплиных, как и множество историй о прошлом Семёнова.

Маргарита АЛМАЗОВА
Фото автора


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle