Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 3112

Юрий ХРАМОВ
15.11.2016 г.

В деревне Малая Чамра зимой живут всего четыре человека, и всем им уже за восемьдесят. Самая старшая из них – Капитолина Фроловна Ляшкова, которой в конце октября исполнилось 85 лет. Недавно мы побывали у неё в гостях. 

Впросторном деревенском доме ветерана труда тепло и уютно. Хозяйка для разговора поудобнее присаживается на диван, и тут же рядом с ней располагается кот. 

Капитолина Фроловна родом из этой деревни. Когда началась война, ей было десять лет, а брату всего полгода. Отец ушёл на фронт, а в сорок втором пришло извещение о том, что боец пропал без вести. Про учёбу в школе пришлось маленькой девочке забыть – нужно было нянчиться с младшим братом. «Так вот и осталась неучёным человеком» – вздыхает она. 

Трудно было жить, ведь у её мамы на руках осталось трое детей. А как только исполнилось Капитолине 14 лет, тут уж и вовсе не до учёбы стало – пошла работать на колхозную ферму, ухаживала за овцами, поросятами, телятами.

- Всю жизнь в колхозе проработала дояркой, – вспоминает труженица тыла. – На ферме было четыре группы животных, на каждую из нас приходилось по 25 коров. Труд был полностью ручной, молоко на коромыслах носили, солому сами таскали. Без отпусков работали, некогда было даже куда-то съездить, отдохнуть. Да ещё в своём хозяйстве всегда поросят, овец, корову держала. С козочкой только в прошлом году рассталась. Привыкла к скотине, с детства её люблю. Сейчас у меня только куры, кошки да собачка остались. 

- Всё здоровье на ферме оставила, вот поэтому к старости и накопила много болячек, – продолжает рассказ Капитолина Фроловна. – Долгие годы нашим колхозом «Прогресс» руководил Иван Кузьмич Карелин. Я при нём даже на областной слёт передовиков сельского хозяйства ездила. А ещё успела поработать в колхозе «Сухобезводнинский», оттуда и на пенсию ушла в 60 лет. А общий трудовой стаж у меня – 46 лет. С теплотой вспоминаю бывшего председателя Людмилу Викторовну Шамарову. У нас после родителей был старенький домишка, а она построила нам этот дом, в котором до сих пор и живу.

Надо сказать, что в начале девяностых в деревне произошла трагедия – от разряда молнии сгорела животноводческая ферма. Хорошо, что скот на пастбище был. А через год беда постигла и саму деревню – пожар уничтожил сразу десять домов. Строиться заново почти никто не стал, вот и осталось теперь домов немного. Два раза в неделю приезжает сюда автолавка. Правда, местные пенсионерки поговаривают, что скоро автомагазин сократит поездки до одного раза. Видимо, невыгодно сюда продукты доставлять – из-за четверых-то покупателей. К тому же, и мост через речку ненадёжный, мало ли что может случиться. Но летом народу прибавляется – во всех тридцати домах появляются жильцы-горожане. Вот тогда они коллективно и насущные вопросы решают. Например, недавно общими усилиями дорогу отремонтировали – сложились по тысяче рублей, тракториста наняли, щебёнки привезли, худо-бедно, но подлатали. 

- Сейчас только бы и жить, – заключает наша собеседница. – Пенсия у меня хорошая, дочь, внуки, правнуки не забывают, с праздниками поздравляют. За доблестный труд в годы войны награждена медалью. 25 октября исполнилось мне 85 лет. Меня тоже с юбилеем поздравили, но только как-то странно. Пришла ко мне социальный работник и положила на стол пакетик. Сказала, что это просили мне передать. Там оказалось полотенце и поздравительная открытка. Открыла я её, а она… пустая – ни подписи, ничего…. Кто её прислал, с чем поздравляют, так и не поняла. Может, с юбилеем, или же с Днём пожилого человека – ничего не написано. Получается, что это всё ради галочки делают. Обиды нет, но неприятный осадок остался. Сейчас вот в сухобезводнинскую больницу собираюсь съездить, дочь уже договорилась с врачом. Может, подлечат, так поживу ещё. Мама у меня тоже долгожительницей была – в девяносто лет умерла. А сколько мне отмерено в этой жизни, лишь господь бог знает.

Фото Александра ЮРЬЕВА


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle