Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 2395

Юлия МЕРКУШОВА
25.04.2015 г.

Непростые судьбы у ветеранов Великой Отечественной войны. Даже после возвращения к мирной жизни страшное прошлое не дает покоя долгие-долгие годы. 

Галина Алексеевна Смирнова рассказывает о своем отце очень трепетно и взволнованно протягивает сохранившиеся пожелтевшие листки тетрадки – своего рода биографический дневник, в котором участник Великой Отечественной спустя много лет после войны писал подробные факты из жизни.

Алексей Николаевич Смирнов родился 12 февраля 1924 года в деревне Арефьево Варнавинского района. Молодого, красивого и с грандиозными планами на жизнь, его призвали на фронт в 1942 году. Алексею Николаевичу довелось повоевать на шести фронтах: Северо-Западном, Воронежском, Степном, Первом и Втором Украинских, на Первом Белорусском. 

«Кто эти люди, вернувшиеся с войны? Инвалиды. Физически и психически, – читаем записи А. Н. Смирнова. – Мой отец тоже был на этой страшной войне. Был тяжело ранен и пришел домой инвалидом. А в возрасте 53 лет скончался. В Великой Отечественной приняли участие и дрались за Родину трое его сыновей. А обо всех наградах и не расскажешь».

После войны Алексей Николаевич жил в поселке Сухобезводное. Страшное боевое прошлое не отпускало, и ветеран доверял пережитые чувства листам бумаги. И сегодня, благодаря этим записям, мы можем подробно узнать о фронтовом пути старшего сержанта и о его жизни после победного 1945-го.

«Я участвовал в боях с декабря 1942 года по 8 мая 1945-го. Всю войну прошел в 198-м артиллерийском полку. Брал Рейхстаг. Перед наступлением на Берлин входил в состав Первой Гвардейской танковой армии генерала Катукова. Имею правительственные награды: три Ордена Красной звезды, медали «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы». Имел ранение в грудь и контузию. Контузия была весной 1943 года на Северо-Западном фронте, при обстреле немецкой артиллерией. Потом попал в полковой медицинский пункт. Часть в это время передислоцировалась на Орловско-Курскую дугу, я от госпитализации отказался – решил, что в бою нужнее, как обстрелянный солдат.

Перед наступлением на Берлин часть находилась на марше, в это время налетела немецкая авиация. Когда началась бомбежка, все убежали в укрытие. Когда я тоже спешил укрыться, у меня оторвалась планшетка, где находились документы и фото боевых друзей. После бомбежки нашел только обгоревшие клочки этой планшетки.

В 1945 году во время неравного боя на территории фашисткой Германии меня ранило в грудь. Нами руководил зам. командира полка майор Садов. Тогда я взял врагов в плен – человек тридцать. За совершенный героический поступок в бою командир подготовил на меня документы на Героя Советского Союза. Но героя я так и не получил, так как командира убили.

Во время военных действий дошел до Берлина и брал Рейхстаг, там и встретил своих земляков. После великой Победы остался служить в Германии. 

Демобилизовался в 1947 году, домой вернулся с нервным потрясением. Был очень вспыльчив, по ночам содрогался весь организм, да и разговаривал не чисто – с заиканием.

И вот 1960 год. У меня уже гипертоническая болезнь, неврастения.  В 1966 году лечился в областной психоневрологической больнице в деревне Чибирь. А 10 апреля 1968 года меня сняли с военного учета по причине болезни. Шесть лет я страдаю сахарным диабетом. Нервы у меня окончательно сдают, и в октябре 1980 года меня парализует – левую сторону. Ужасно болит голова и позвоночник». 

Алексей Николаевич писал письма в различные инстанции и даже в Кремль с просьбой разыскать документы, подтверждающие его ранения и контузию. «Я писал в центральный архив города Подольска, и вот что мне ответили 1 марта 1979 года: «На ваше письмо сообщаем, что документы санчастей имели временный срок хранения и в центральный архив МО они не поступали, поэтому удовлетворить вашу просьбу не представляется возможным». А в конце своего письма, направленного в Москву, Алексей Николаевич добавил: «Письмо это я вам пишу не ради корыстной цели, не ради повышения материального благосостояния, а чтоб не обидно было за пролитую кровь. За потерянное здоровье, за погибших отцов, матерей, братьев и сестер, близких и знакомых. За весь советский народ… Письмо писала жена, сам не могу… 12 февраля 1981 года».

Только в 1985 году Алексей Николаевич, будучи прикованным к постели, получил орден Отечественной войны II степени. А вот звания Героя Советского Союза так и не дождался. Ровно восемь лет Алексей Николаевич пролежал парализованный и 21 февраля 1988 года умер. 

- Беспощадна и жестока война, – говорит дочь ветерана Галина Алексеевна. – Один брат моего папы во время войны находился в плену у фашистов, другой – защищал Сталинград. А из маминых близких ни один мужчина не вернулся с войны. Я часто просматриваю фотографии отца и перечитываю строки, написанные им при жизни. С какими же тяжелыми испытаниями им пришлось столкнуться! Мы обязаны помнить и чтить память наших предков.

Фото из семейного архива Смирновых


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle