Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото предоставлено героиней материала
27.09.2023 г.

Наступившая осенняя пора невольно навевает мысли о школе и о тех, кто посвятил ей всю жизнь. День знаний, праздник дошкольного работника и День учителя – праздники, почти соседствующие в календаре.

И это, наверно, не случайно. Мария Алексеевна МЕЛЬНИКОВА по праву может считать все перечисленные праздники своими, и вы не ошибётесь, если захотите её с ними поздравить. Человек она универсальный. За жизнь успела поработать и воспитателем, и школьным учителем.

Родилась наша героиня в деревне Филиппово, в школу ходила в село Светлое. В семье, кроме Маши, было ещё четыре ребёнка. Папа на тракторе работал, мама – в леспромхозе, семья скотину в хозяйстве всегда держала. Так что дети приучены были к труду, родителям всегда помогали: корову поутру на пастбище проводить, за пчёлами присмотреть, если они роиться начинали, – всё приходилось делать.
- А зимой папа нас и соседских ребятишек со всей деревни в школу на санях возил, – вспоминает Мария Алексеевна. – Так интересно было! Никогда мне не забыть: папа нас, своих детей, в кабину трактора норовит посадить, а нам в санях, на соломе, вместе со всеми ребятишками интереснее было.

Первым учителем у Марии была Зинаида Николаевна Бородулина, она же и зародила в ней любовь к будущей профессии. В школе тогда было всё самое интересное: здесь и домашние задания выполняли, и наиграться успевали. Домой дети приходили уже поздно. Марии нравилась сама школьная атмосфера. Но вот именно воспитателем, а не учителем мечтала быть в детстве девочка.

Чуть не переманили

В педагогике Мария Алексеевна с 1982 года. Окончила Лукояновское педагогическое училище. За полгода до выпуска к ним в училище приехала из Семёнова директор интерната Нина Алексеевна Худякова. Приглядывала она молодых студенток к себе в интернат в качестве воспитателей. В те годы для выпускников училищ и вузов существовало обязательное распределение. Поразмыслили студентки: гораздо привлекательнее им было в Семёнове остаться, чем в северные районы области угодить. И вот вместе с подружками молодая Мария направилась после выпускного в Семёнов. Но не тут-то было! Молодые специалисты везде были нужны, и РОНО направляет Марию в деревню Осинки, а подружек – в Лещёво и в Хахалы. И вот на педагогической конференции встречаются Мария и Нина Алексеевна Худякова, которая имела виды на молодую воспитательницу. Разобралась она быстренько в коридорах власти насчёт своего молодого кадра, и пакует Мария чемоданы, чтобы, ещё не успев привыкнуть к Осинкам, переехать в Семёнов.

Один год в первом интернате Мария Алексеевна отработала воспитателем, а потом ей дали первый класс. Два выпуска сделала она и бесконечно благодарна судьбе, что смогла поработать с детьми, у которых были непростые судьбы. Сироты, в том числе при живых папах-мамах, лишённых родительских прав. Со всей Нижегородской области дети в интернате были, и к каждому требовалось найти свою тропинку.
- Помню, как семь ребяток из Варнавинского детского дома к нам на обучение приехали. И мне приходилось работать с ними и воспитателем, и учителем одновременно. Мой рабочий день начинался без пятнадцати семь. Требования к воспитателям предъявлялись жёсткие – строго за нами руководство интерната смотрело, опоздать было нельзя. Зато и многому научились мы от своих старших наставников, привили они нам то, что надо. После родителей, конечно.

Память в конвертиках-треугольниках

Учительская доля такая, что научит всему: и парты к новому учебному году красить, и вкусненько накормить своих подопечных, и ласковое слово для каждого найти. Вот и стала Мария Алексеевна такой мамой-няней-воспитательницей для своих деток.
- В семь часов подъём, кроватки заправляем и делаем зарядку, – рассказывает она о распорядке. – Детдомовских приходилось всему учить. Жалела их сильно и даже домой брала. Привезу их в Филиппово, намою в родительской бане. А ещё помню, как леденцы делала на дни рождения своих деток и их угощала. Приятно им это было очень. Кто-то раньше и не знал, что день рождения может быть праздником…
И вот сейчас, спустя 40 лет, Мария Алексеевна бережно достаёт папку с детскими письмами, адресованными ей, и вслух с полуулыбкой читает мне их, погружаясь в то лучшее время, когда была молода, полна сил и желания работать с детьми.
- В классе у нас висел почтовый ящик, и любой ребёнок мог мне письмо написать и рассказать о наболевшем, – вспоминает учительница. – Часть детей на выходные по домам разъезжалась, а другая часть в интернате оставалась. Вот эти-то детки и требовали к себе внимания. Чего только ни писали они в этих посланиях! Даже загадки мы друг другу в письмах загадывали. А ещё душевные признания, рассказы о своих любимых игрушках – много всего. Общение им нужно было. Это самое главное. А ещё понимание и поддержка. Я старалась им это всё дать.
Дети в интернате получали и поддержку, и внимание, и заботу. Неслучайно многие воспитанники Марии Алексеевны и баню в Филиппове до сих пор помнят, и леденцы, и письма свои с рисунками. Дети с Бора, из Шаранги приезжали в интернат и находили здесь любовь и любимого педагога.
«Учите других так же хорошо, как нас учили», – читаю в одном письме. «Я благодарю вас за всё, что вы от нас вытерпели», – искренне признаётся другая ученица, которая сама потом поступила в Городецкое педучилище.
В 1989 году интернат закрывают, детей распределяют по другим учебным учреждениям в городе, а Мария Алексеевна переходит работать в школу №4. Годом позже она и свою семью создаёт, помимо огромной школьной.

М. А. Мельникова вспоминает, что в классах раньше было много учеников – доходило и до сорока человек.
- Да-да, большие классы были. Поведу я свой, к примеру, в кинотеатр – выстроимся по парам, идём по городу, я начало строя вижу, а конец нет! Вот такая гвардия была.

Восемь выпусков за плечами Марии Алексеевны, девятый она передала в четвёртом классе другой учительнице, но отношения дружеские и с этими детьми сохранила. Кстати, до сих пор бывшие ученики к ней в гости приходят.
- Бывает, даже не знаю, кого куда разместить в доме. Такие встречи очень приятны.
Судьбу своих учениц-медалисток Мария Алексеевна отслеживает особо внимательно. Это, конечно, профессиональное.
- Вот Ксюша Петрова, – показывает она мне детское фото. – Есть и ещё одна медалистка из этого класса – Алина Наумова. Привожу их в пример моей внучке Полине. Вот так надо учиться!

Создав семью, супруги Мельниковы и о собственных детях задумываться стали. В 1992 году родилась первая дочь Надежда, на следующий год – средняя Татьяна, а в 1997-м – младшая Вера. Не особо помнит мама-педагог, как её дочки выросли и повзрослели, но это история знакома многим родителям-учителям; на первом плане у них всегда ученики, а потом уже собственные дети. Причём младшая дочка Вера тоже учитель начальных классов – чётко по маминым стопам пошла!
Когда школу признали аварийной, Марию Алексеевну перевели работать в детский сад «Берёзка». Потом был снова переход в родные стены. В тех комнатах, где раньше детские спальни интерната размещались, теперь стояли парты.
- Ребята в основном из Пуреха в школе учились, – рассказывает Мария Алексеевна. – Бывало, иду на работу, а мама с ребёнком в школу торопятся. Перехвачу я ручонку детскую в свою ладонь, маму на работу отпускаю, и дальше уже мы с ребёночком в школу шагаем, на свою работу спешим. А обратно из школы уже целой ватагой лугами идём. Зимой все сугробы перемеряем, с горки накатаемся. А бывало, в продуктовый магазин по дороге зайдём, батон купим, им же и перекусим.

Дочь-ученица и дочь-коллега

Шли годы, росли собственные детки. Для средней дочки Мария Алексеевна была и учителем – та пошла в её первый класс. Никаких поблажек не давала мама своей дочери-ученице, и даже тройку за четверть ей однажды поставила. До сих пор ей это Татьяна вспоминает.
- А стараться надо было! – отвечает беспристрастная мама-учительница.
Влюбить в свою профессию другую дочь Мария Алексеевна тоже смогла. Младшая Вера закончила Городецкий колледж, и в четвёртой школе одновременно два учителя – мама и дочь – набрали себе по первому классу. Помогали друг другу: мама опытом педагогическим делилась, а дочка с документами и компьютером управляться помогала. Вот так вместе и работали.
- А ещё учителя начальных классов всю жизнь молодые! – добавляет Мария Алексеевна. – Из четвёртого класса мы всегда в первый возвращаемся, и цикл начинается снова.
Когда в доме Мельниковых собираются пятеро внуков от года до семи лет, даже сами родители этих чад удивляются: как бабушка так ловко управляется с непоседами?
- Один-то день? – переспрашивает их бабушка. – А в школе тогда как? Хотя в школе легче: дети там слушаются, а дома могут и покапризничать.
Чтобы нагулять им здоровый аппетит и сон, возьмёт да отправится бабушка-выдумщица с дружной своей вереницей внуков на озеро – не за грибами и ягодами, а за шишками! Нагуляются с удовольствием и шишек красивых насобирают.

«Самой лучшей в мире»

В общей сложности 37 лет проработала в школе Мария Алексеевна. С 2020 года она на заслуженном отдыхе. Трудилась не ради денег и наград, а получала удовольствие от того, что делала.
- Один из выпусков меня наградил грамотой – «Самой лучшей учительнице в мире!» И, знаете, ничего большего мне и не надо в жизни! А один четвероклассник, помню, на выпускном написал: «Ой, как мне лень расставаться с вами!» И так тепло на душе от этих его слов! Впрочем, мы и не расстаёмся, а регулярно со многими встречаемся.
Если бы предложили начать свою жизнь с чистого листа, не задумываясь, она бы сделала такой же выбор: педучилище и работа с детьми. В сердцах детей Мария Алексеевна хотела след оставить, что у неё и получилось.
- Увы, сейчас педагоги больше не с детьми работают, а с документами, – вздыхает учительница, и она во многом права. – Раньше до часа дня были уроки в начальной школе, а дальше шли индивидуальные занятия с теми учениками, кому они необходимы. И никто нам не оплачивал эти часы, просто мы сами для себя знали, что должны дать знания детям.
А ещё Мария Алексеевна учит своих внуков быть обязательно добрыми к окружающим – тогда и другие люди будут только добром отвечать.
- Уж если я за школьной жизнью не заметила, как свои дети росли, то хочется, чтобы взросление внуков через меня прошло, не мимоходом. Внуки для меня – это поистине вторые дети, – говорит она.

Три дочери Марии Алексеевны и их семьи всегда рядом, далеко никуда не уехали, часто приезжают в гости. Это для неё великое счастье. Когда большая семья из 13 человек собирается за семейным столом, на душе покой и тихая радость. Внуки концерты на семейных праздниках устраивают, развлекают взрослых.
И ещё Мария Алексеевна ценит совместные поездки с детьми и внуками на природу. Очень любит и огородными делами заниматься: розы из черенков разводит, курочек содержит, урожай своих груш и ремонтантной земляники собирает. И нет большего счастья для Марии Алексеевны, чем жить воспоминаниями об учениках и заботой о собственных внуках.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   
   

   

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 1 2 3
   

Мы в соцсетях

Комментарии  

   
© «Семёновский вестник» 2013-2019
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel