Печать
Категория: Наши люди
Просмотров: 816

Юлия КОМОВА
Фото: Александр ЮРЬЕВ
23.11.2022 г.

Валентину Павловну Туманову знают далеко за пределами родной деревни Огибное. В прошлом она агроном, начальник почтового отделения и даже страховой агент, и в любой должности, в любом коллективе она пользовалась уважением и почётом – благодаря своим человеческим качествам, умению находить общий язык с людьми, взвешенным и правильным решениям.

«По-другому и быть не могло»

Смолоду наша героиня была приучена к труду. Так уж было заведено в их семье – и сама Валентина, и её старшая сестра, и младший брат во всём помогали родителям: наводили порядок в доме, хлопотали по хозяйству, работали в огороде.
- Конечно, все трудились, а по-другому раньше и быть не могло, – вспоминает Валентина Павловна. – У меня и родители с ранних лет работали. Помню, папа рассказывал, как он в четырнадцать лет за токарным станком стоял – мал был, не дотягивался, так ему ящик под ноги подставляли. И мама у меня труженица тыла.

Родилась Валентина Павловна в 1958 году, здесь же, в деревне Огибное, в сторонке Рудаково – так раньше называли её старую улочку. Это позже появились названия улиц Новая и Микрорайон. Училась Валя в никитинской школе. Вспоминает, как с одноклассниками преодолевали нелёгкий маршрут.
- Четыре километра пешком ходили. На пути каждую кочку, каждую шишечку знали. Из нашей деревни учиться ходили двадцать четыре человека. Зимой – ещё не рассвело, а мы уж собираемся с ребятками у дороги, и в путь. И обратно затемно возвращались. И знаете, никогда страшно не было, и ни разу дикого зверя не видали… Это сейчас их полно, совсем не боятся к людям выходить. У нас в деревню чуть ли не каждую ночь волки наведываются, хозяйских собак таскают. Страшно, жуть!

После школы Валюша с двумя подружками решили поступать в семёновский техникум.
- Ой, помню, как приехали документы подавать. Я ходила-ходила по зданию, а там же каникулы, народа нет, свет выключен, мрачно мне показалось, темно. 73-й год был. В общем, вернулась домой, так родителям и заявила: «Чего хотите со мной делайте, но учиться я там не буду!» В итоге я поступила на агронома в сельскохозяйственный техникум в селе Работки Кстовского района.

Один путь – в «Путь к коммунизму»

Во время каникул Валентина познакомилась с красавцем Борисом – он только вернулся из армии. Жил парень в соседней деревне, в восьми километрах от Огибного. Молодые начали встречаться, зашли разговоры и о свадьбе. Однако Валя возлюбленному поставила условие, что замуж пойдёт только когда окончит учёбу в техникуме.
- У нас такая сильная любовь была! – вздыхает Валентина Павловна. – Он за мной на край света готов был ехать. В колхозе, где работал, руководство поставил в известность: мол, куда мою невесту после учёбы распределят, туда за ней и уеду! И вот у меня выпускные экзамены закончились, я на комиссию по распределению пришла, а завуч и говорит: «А, Кочкова! На тебя тут бумага пришла – с просьбой направить в колхоз «Путь к коммунизму» Семёновского района». Так я домой-то и вернулась, в родную деревню. В колхозе тогда уже трудились два агронома, меня третьей взяли!

Тем же летом молодые сыграли свадьбу. Отец Бориса Александр Макарьевич в то время купил крепкий, добротный дом в деревне Огибное – чтобы сыну удобнее было до работы добираться, а то дорога занимала много времени. Молодые начали жить с родителями Бориса.
- Сначала свёкор умер, а свекровь ещё лет пятнадцать с нами жила, – рассказывает Валентина Павловна. – Я ей очень благодарна, ведь все хлопоты по уходу за детьми она на себя брала. Сначала у нас сын родился, затем дочь. Я в декрете-то и не бывала – сразу на работу вызывали. Царствия небесного свекрови, детей мне вырастила!

Супруги трудились в колхозе. Валентина – агроном, Борис – бригадир тракторной бригады. Дома куры, коровы, телята, поросята…
Наша героиня вспоминает, что на работу ходили к шести часам: каждый день – обязательная утренняя планёрка. Свекрови становилось всё тяжелее справляться: детей-то надо в школу собрать, в детсад проводить. В итоге, после восьми лет работы в колхозе Валентина Павловна приняла решение перейти на почту – в надежде, что там будет посвободнее. А после семи лет работы вон как обернулось: свобода оказалась полной, но нерадостной – грянуло сокращение.
- Ох, как я тогда ревела! – признаётся Валентина Павловна. – Мне было так обидно, так жалко! А Борис всё успокаивал: «Чего ты ревёшь-то? Нам что, есть нечего?» В общем, ушла я в свободное плавание: лето дома просидела, а потом в страховые агенты подалась да параллельно в сельсовет устроилась бухгалтером.
В конце 90-х – начале нулевых почтовые отделения по всей стране стали расширяться. Помещения оснащались компьютерами, почта начинала расширять свои функции. Нашлись люди, которые вспомнили, как отлично в своё время работала Валентина Павловна, и пригласили её вернуться.
- Почта мне родная, – улыбается женщина. – В общей сложности шестнадцать лет там проработала, восемь из которых в должности начальника.

Два Бориса

Девятнадцать лет Валентина Павловна живёт одна – схоронила она любимого мужа. И спустя столько лет о том страшном дне она вспоминает со слезами на глазах.
- Двадцать шестого мая это случилось, в колхозе тогда картошку сажали, – печально рассказывает женщина. – Утром ничего не предвещало беды, Борис ни на что не жаловался, был в хорошем настроении. На обед домой приехал, после мы вышли вместе: я – на почту, он – в поле. В 2003 году в колхозах плохо было. Сказал, что гребни нарезать некому – мол, поеду я, а то не дело – картошку же сажать. Вечером пришла с работы – его нет. Я на велосипед и в поле. Смотрю, трактор рычит. Я его заглушила, начала Бориса звать. Кричала-кричала – ну нет нигде! Пошла в лесополосу, а он видимо, как стоял, так замертво и упал – сердце. Вот так в сорок девять лет умер прямо на работе. Трудоголиком он был, я всегда говорила: «Бабы с алкоголиками живут, а я с трудоголиком!» Хорошим Борис был, внимательным, неравнодушным к чужим бедам, я думаю, что не найдётся ни одного человека в деревне, кто бы о нём что плохое сказал.

Дети супругов Тумановых выросли, живут в Нижнем Новгороде. Старший сын Александр (назвали его в честь дедушки) служит. Как только срочную отслужил, сразу на контракт ушёл. Беспокоится сильно Валентина Павловна – уже несколько месяцев Саша находится на Украине, участвует в спецоперации.
- Сердце аж болит, волнуюсь очень, каждый день жду от Сашеньки весточку, – говорит Валентина Павловна. – Вот сегодня утром позвонил, сказал, что едет в Лисичанск (Луганская область), гуманитарную помощь везёт из Воронежа. А ещё он в ремонтной бригаде, бывает и на передовой, чтобы вышедшую из строя технику вывезти. Каждый день молюсь за наших мальчишек: пусть вернутся здоровыми и невредимыми!

У нашей героини четверо внуков, два из них – Борисы.
- Когда дочка родила сына, они с мужем ребёнка Борисом назвали, в честь отца, – говорит женщина. – А позже и у сына мальчик родился. Я когда узнала, что они с женой тоже Борисом хотят назвать, начала отговаривать: «Куда же два Бориса?» А Саша запросто заявил: «Мой сын, как хочу, так и назову. Будет Борисом!»

«Помогла бы солатикам»

Здоровье Валентину Павловну стало подводить: очень болят ноги, ещё десять лет назад нужно было бы сделать операцию по замене суставов. Ходит с трудом. Не отказалась от помощи социального работника. Но при этом женщина сама готовит, печёт вкусные пироги, прибирается в доме, а ещё ухаживает за курочками.
- Да я и погулять выхожу, – улыбается она. – Держусь за инвалидное кресло и потихоньку иду по улице. А в выходные ко мне приезжают дочка, сноха, внуки. Они у меня молодцы, по хозяйству помогают, на огороде работают, цветами обихаживают. А ежели чего срочно нужно, так у меня племянник в соседнем доме живёт, так что я не унываю!
А ещё в свободное время Валентина Павловна очень любит вязать.
- Я бы и нашим солдатикам носков тёплых навязала, только за пряжей-то мне не съездить, да и дорого, не потяну на свою пенсию. Вот если бы волонтёры привезли пряжу, я бы с огромным удовольствием помогла! – прощаясь, сказала Валентина Павловна.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle