Печать
Категория: Культура
Просмотров: 1396

16.03.2022 г.

В последнее воскресенье февраля после долгого перерыва состоялось очередное занятие литературно-музыкального лектория «В тревоге мирской суеты».

В читальном зале Центральной библиотеки им. Б. П. Корнилова собрались наши постоянные, самые активные читатели. Вместе с учителем Л. А. Чутковой пришли учащиеся лицея им. А. С. Пушкина. Зал был полон, что не могло не радовать.
И гостья в зале была необычная – поэт из Нижнего Новгорода, участник и победитель многочисленных конкурсов и фестивалей Анна Сеничева.

Книг Анны Сеничевой в нашей библиотеке, к сожалению, нет. Да и мало какая библиотека в области может похвастаться их наличием. Почему? Да потому что они разлетаются как горячие пирожки. Кому-то автор дарит свои книги, кто-то приобретает их на творческих встречах. Всего у Анны вышло три поэтических сборника.

Мне посчастливилось подержать в руках, полистать, почитать последнюю книгу Сеничевой «Бумагия» (год издания 2020). Почему «Бумагия»? Что за слово такое? Кто это придумал? Ответ в книге:
«Бумагия... Моя третья книга, название которой придумал Платон. Я прочитала ему стихотворение «Жду сентябрь, как ждут запоздавший вылет», и он воскликнул: «Бумагия». Я сразу схватила это необычное слово, почувствовав в нём самое важное – силу буквы и пророческое свойство текста, нанесённого на чистый лист.
Все мы – немного волшебники и белые маги.
Я, например, приручаю слова и закладываю в них коды добра и света. Верю, что они будут помогать вам...»

Мой друг рисует маяки и белый ветер.
Мы с ним большие чудаки – горим и светим.
Когда крадётся за спиной ночь липкой тенью,
Мой друг рисует синевой и акварелью.
Оставив позади дома, тепло порога,
Мы смотрим, как ползёт луна шершавым боком.
Мой друг не любит говорить о неудачах:
«Если положено светить, то как иначе?»
Несём пустые рюкзаки, в которых дыры.
Мы с ним большие чудаки – бредём по миру.
Нас кто-то бережно хранит и держит краски,
А на ветру фонарь горит из доброй сказки.
Мы делим радости в пути легко и смело.
Друг говорит: «Давай, свети! А то не дело».
Под млечной бездной Колпака хрустально-синим
Горят два ярких маяка неугасимо.

В обращении к читателю Анна пишет: «...Чем дальше я иду, тем глубже осознаю сложность маршрута и правильность выбора. Только я до сих пор не знаю, кто же кого выбрал: я – поэзию или поэзия – меня»?
Она выбрала поэзию, хотя случилось это не сразу. Окончила факультет международных отношений Нижегородского университета им. Лобачевского. Поездила по дальним и ближним странам. Вернулась в Нижний. Занялась продажей машин. Очень успешно, были хорошие деньги.
И вдруг стихи, фестивали, книги? Не вдруг. Стихи занимали определённое важное место в жизни Анны, они звучали в ней всегда. Но стихосложение не было основным её занятием. Её судьбу решил поэтический фестиваль в пансионате «Буревестник». Это был 2017 год, когда она, страшно волнуясь, читала своё стихотворение перед маститым, авторитетным жюри и вдруг, совершенно неожиданно, услышала от самого строгого московского критика: «А вы, Сеничева, поэт. Я бы вас ещё послушал». На конкурсе она дошла до финала, и вдруг – победа, первое место. Судьба Анны была решена.
Откуда берутся стихи? По-всякому бывает. У Анны в деревне Покровское дом, где она живёт подолгу. Любит заволжские леса, реки – Керженец, Ветлугу.

Рюкзак за плечи, ветрам навстречу,
и станет легче когда-нибудь.
Не время лечит – хватай беспечность
и отправляйся в далёкий путь.
В любимых кедах иди по снегу,
танцуй на солнечной стороне,
в горах – в озёра ныряй с разбега,
перерождайся на глубине.
Оставь вопросы, забудь советы,
учи природные языки.
Страна, в которой всё время лето,
лежит на карте твоей руки.
Лови попутные электрички,
меняй привычки и словари.
Гори идеей, вчерашним солнцем
и всем невысказанным гори.
Трава Ямала и Нарьян-Мара,
Ханты-Мансийские рубежи –
под одеялом земного шара
ты ощущаешь земную жизнь.
О чём тебе говорит дорога,
куда ведёт тебя пеший бог?
Для счастья нужно совсем немного –
рюкзак и облачный потолок.

Иногда услышит что-нибудь в новостях или прочтёт об Испании. Бабушка Паула как раз оттуда.

Бабушка Паула из Испании
не поддаётся печали и панике:
одолевая болезнь Паркинсона,
маски строчит медицинские дома
и ставит целью в почти девяносто
весь Пиренейский укрыть полуостров.
Сын Алехандро звонил из Мадрида,
хочет приехать, но всё перекрыто.
Страшное время, как видно, надолго:
власти ледовый дворец сдали моргам.
Даже принц Чарльз перепутал короны,
и карантин Букингемского трона
продемонстрировал хрупкому миру:
не различает коронавирус
титулы, нации, признанных гениев –
всех коронует без исключения.
Вроде, Ухань открывает границы,
толпы китайцев идут разводиться,
и только бабушка Паула где-то
швейным колёсиком крутит планету.

И совсем неожиданно врывается в стихи её девятилетний сын – Платоша Гликин.

Живёт-бывает на земле Платоша Гликин –
хранитель детства и поспевшей земляники.
смотритель леса, костровой, любитель бури
и мятных пряников под сахарной глазурью.
Он пахнет тёплым молоком, гречишным полем,
поёт на птичьем языке и колокольном,
смеётся с добрым домовым над светлячками
и ловит звёзды рыболовными сачками.
Повелевает юго-западным и встречным
и верит в то, что детство бесконечно...

Анна не только рифмует слова. Есть в книге и короткие прозаические отступления, умозаключения, размышления, её дневниковые записи.
Работать сидя у меня не получается. Систематизировать – да, а вот писать и генерировать строки – с трудом.
Самый тупиковый вариант – это сесть за стол и открыть чистый лист.
Так и будем смотреть друг на друга.
Представьте, что читатель терзаем чеховской дилеммой: «То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Так вот мне бы хотелось, чтобы после прочтения моих стихов выбор перешёл в другую плоскость:

«Чёрный или зелёный?»

Здравствуй, Земля!
Я встаю на крыло
и в небо срываюсь с разбега.
Под куполом звёздное тает стекло.
Читай меня: «альфа» – «омега».
Искрится бенгальская тонкая нить
хвостом от заснувшей кометы.
Можно, я буду тебя любить
всеми раскатами лета?
Маковым полем пылать на заре
ярче лесного пожара...
Можно тебе подарить в янтаре
кокон небесного шара?
Быть тебе другом, причалом, плечом...
Пятым твоим измерением.
Не говорить с тобой ни о чём,
но ощущать подреберьем.

* * *

Воздух вишнёвый висит над рекой
и шести струн перекличка.
Я так хочу отражаться с тобой
в окнах пустых электричек!
Вместе листать атлас пыльных дорог
на захолустном вокзале –
там, где люпины синеют у ног
невыносимой печалью.
На нулевом километре стоять,
вместе подкинув монету.
Руку держать...
Твою руку держать,
делая первый шаг в лето.
...и целовать тебя под проливным.
Кто небо звёздами вымостил?
Здравствуй, Земля!
Передай остальным, что гравитация –
вымысел!

Ещё из дневника: «Мне нравится эта жизнь. Да и, откровенно говоря, выбирать не приходится. Я не афроамериканец из Луизианы, не студентка из Лиссабона, я – это я.
Что-то поменять можно, но не отправные данные.

На днях пролетел мимо меня трамвай, водителем которого была девушка лет 25.
Очень стильная: очки-авиаторы, светлый топ с тонкими лямками на смуглой коже и куражная причёска. Она пела и пританцовывала. Что я подумала, глядя на неё?
Что вот человек, который явно кайфует от своего дела и жизни.

Мне нравится всё, что получается и нет. Чтобы добиться успеха в любом деле, мне нужен вызов системы. Чем сложнее, тем лучше.

И мы, безусловно, заслужили тех, кто рядом с нами.
Мы вообще заслужили всё, что имеем.

Анна много ездит по стране, выступает перед читателями, распространяет книги. Некоторые стихи подхватили музыканты, и они стали песнями.
Недавно Анну приглашали в Екатеринбург, в театр, где по её стихам поставлен спектакль. Она призналась, что ей так хотелось незаметно посидеть в уголке, но посадили её в центре зала на самое почётное место. А как же иначе? Она – АВТОР.

Я ни разу не упомянула отчество Анны Сеничевой. Оно ей пока без надобности. Она молода, одета по-спортивному: кроссовки, майка, джинсы. Призналась, что в платье и при макияже чувствует себя неуютно, некомфортно и читает по-другому совсем, более скованно. Вздохнула: «Иногда нужно. Если в зале бархат и хрусталь, иначе нельзя».
В нашей библиотеке всё было демократично, просто, по-домашнему. Слушали, замерев, никто не отвлекался на телефоны, на разговоры, тишина стояла абсолютная. Одна из слушателей очень тихо спросила: «А сколько же лет бабушке?» Анна услышала и тут же ответила. Предложила спрашивать, что пожелаем.
И посыпались вопросы: про стихи и про поэтов, про наряды и макияж, и можно ли приезжать к ней в Покровское, и сколько стоят билеты на её концерт.
Билеты, сразу скажу, не дешёвые, но в Семёнове она не взяла ни копейки. С детей и с учащихся денег не берёт вообще. Пообещала мастер-класс по стихосложению семёновским «Родникам», а лицеистам – встречу в лицее.
Как всегда, не хотелось расходиться. Вместе с семёновскими авторами поднялись на второй этаж в литературную гостиную, и там ещё долго звучали стихи, разговоры, смех.
Анна рассказала, что однажды на одной из встреч её спросили: «Если бы из всех книг выбрать одно-единственное стихотворение, что бы вы выбрали?»
Она задумалась и прочла:

Это лето звенело звёздами
и по шишкам шло босиком.
Из него выходили взрослыми
неосознанно и легко.
Мне пять лет, у меня есть пасека,
жёлтый улей и голубой.
Я, конечно, давно немасенький,
но один туда ни ногой.
Помню, папа несёт по просеке
на огромных своих плечах.
Я про всё задавал вопросики,
он доходчиво отвечал.
Это лето неповторимое:
слепни, блёсны, улов плотвы,
а с годами – непоправимое
чувство грусти и теплоты.
Дни кружили, как крылья бабочки,
и трещали поля цикад.
Я собрал насекомых в баночки
и поставил в длиннющий ряд.
Мама мяла клубнику с сахаром,
заливая всё молоком.
Деревенских пугают страхами,
только я с ними не знаком.
Поговаривали, на кладбище
на Купалу горят огни,
я, конечно, не верю в россказни,
но без взрослых туда ни-ни.
Всё черешнево, дом в порядке,
и у бабушки много сил:
генералит шеренгой с грядками,
может всё, что ни попроси.
Жаль, что дед не увидит этого,
вот однажды доем лапшу
и открою его планету я,
и в деталях нас опишу:
- Дед, смотри, какой я ракитовый,
лазуритовый и большой!
На дверях деревянный щит прибит,
не волнуйся: всё хо-ро-шо!
Я по плечи стою июльевый —
повелитель лесных дорог,
мы решили с соседкой Юлией
разузнать, где курячий бог
прячет солнечные колёсики,
чтобы временем управлять.
Мама гладит мои волосики
и несёт меня на кровать.

Это лето звенело звёздами,
миллионом небесных стрел.
Из него выходили взрослыми
в мир, который не повзрослел.

И ещё она советует хранить впечатления детства и радостные моменты жизни.

Чему бы науки тебя ни учили,
во взрослой реальности всё слишком просто.
В большом сундуке под замком и пылью
храни своё детство, легенды и Остров.

Надежда УЗДЕНЁВА,
Центральная библиотека


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle