Ирина КОЛОБОВА
04.11.2023 г.
День народного единства для нашей страны – праздник значимый, напоминание о том, как в трудные времена всегда объединялся наш народ. Но ведь не только в трагическое время должны объединяться люди. Для мирной и счастливой жизни это тем более необходимо! Гость номера Любовь Невельская поделилась своими рецептами объединения ради мира и согласия.
Характер – пятьдесят на пятьдесят
- Я, можно сказать, с молоком матери впитала мысль, что самое главное в жизни каждого человека – это семья, – говорит Любовь Александровна. – Отец у нас очень строгий был и правильный, то есть жил по правилам, по планам, которые сам для себя составлял и на йоту от них не отступал. Если что-то вдруг шло не по плану, ему, кажется, было плохо на физическом уровне, и он старался такого никогда не допускать. Чего и от нас требовал чуть ли не с рождения, возлагал на своих детей большие надежды, которым мы были обязаны соответствовать. А вот мама – полная противоположность отцу. Весёлая, озорная, но удивительно добрая. Она тоже старалась жить по отцовским правилам, но теперь я понимаю, как ей бывало нелегко. Она и нас с сестрой частенько оберегала от отцовской строгости. Но в одном они были едины: семья – это всё.
Родилась и жила Люба Молодкина в селе Ильино-Заборском. Судя по сложившемуся характеру, в крови у неё удачно и в правильной пропорции перемешались отцовские и материнские гены.
- Я сама часто думаю, кого во мне больше: мамы или отца, похоже, поровну всего, – рассуждает наша собеседница. – Я тоже всегда живу по плану, иначе ничего бы не успевала и не добилась в жизни. Но иногда так хочется «выкинуть коленце», замутить какую-нибудь авантюру! И я мутила, но исключительно в творческих целях, на профессиональную деятельность мои авантюры никогда не распространялись, тут уж отец во мне просыпался в полную силу. С первого класса я была в гуще всех школьных событий. Избитое выражение «родом из детства» полностью про меня. Именно детство сделало меня такой, какая я есть, оно живёт во мне, как лучшее, что было в жизни. Я помню всех своих учителей по именам, по привычкам, по поступкам. С одноклассниками мы до сих пор встречаемся как родные. Я не была в школе какой-то особенно одарённой, всего добивалась упорством и трудом – спасибо папе. Ни ростом, ни красотой никогда не отличалась, но не дай бог, кто-то подумает, что я чего-то не могу, что-то мне не под силу. Театральный кружок, художественная самодеятельность, огоньки, праздники – это от мамы. Спортивные успехи и достижения, значок «Ворошиловский стрелок», активная пионерская и комсомольская деятельность, профессиональная цель, которую поставила перед собой, – это папино.
Кстати, профессиональной своей целью Любовь выбрала юриспруденцию, и была уверена, что обязательно её добьётся. Но не получилось.
- Я всегда была в большей степени гуманитарием, – признаётся Любовь Александровна, – технарь из меня никакой, я до сих пор считаю бухгалтеров сверчеловеками. Как можно в голове хранить столько цифр! – я даже номер своей машины запомнить не могу. Так вот, поделилась с отцом своей целью, он одобрил и в девятом классе повёз меня в Харьков, узнать условия приёма в юридический институт. Условия были такими, что для поступления требовалась полугодичная практика. Я была к этому не готова, в итоге после школы поступила в Горьковский пединститут на биофак.
Вместо Питера – в Полом
В институте миниатюрная девчонка из глубинки почти сразу же стала звездой, сумела показать себя с лучших сторон, её уже на втором курсе называли королевой биофака.
- Наша группа выгодно отличалась – у нас девчонок с мальчишками было поровну, – вспоминает Любовь Александровна, – а это и в учёбе, и в общественной работе большой плюс. Про картошку и говорить не приходится, наша группа всегда была впереди. Помню, на втором курсе приехала с картошки в общежитие, а в комнате радио не работает. Вахтёрша говорит: «Иди в 407 комнату, там физики живут, они починят». А я со своей нелюбовью к цифрам перепутала, зашла в 417-ю и нашла себе мужа. Он потом сам мне радио принёс, стали дружить. Оказалось, что Саша из Семёнова, из известной в городе семьи Невельских. На третьем курсе мы решили пожениться и встретили такой жёсткий отпор от моего отца! Он же планировал моё замужество только после института, в крайнем случае, на пятом курсе. А на пятом курсе у нас уже родился Кирилл. Это тоже было большим потрясением для папы. Но ничего, со временем они стали с моим мужем настоящими друзьями, хотя поначалу отец пытался меня вразумить, говорил: «Ведь он даже сапоги подшивать не умеет». Сейчас муж очень благодарен моему отцу, он его всему научил.
Несмотря на беременность и рождение первого сына, Любовь окончила институт, получила золотую медаль за научную работу и предложение поступить в аспирантуру. Но для этого нужно было ехать в Санкт-Петербург, а этого молодая жена и мама не могла себе позволить и поехала в Полом учить ребятишек биологии, географии и химии.
- Вместо меня в аспирантуру направили мою однокурсницу. Она потом стала профессором НИРО, куда я ездила защищать высшую педагогическую категорию, она и предложила мне вести в институте спецкурс, – вспоминает наша героиня. – Часов в школе было очень много, преподавала всё, что можно, даже аэробику с шейпингом. Но как-то всё успевала. Когда становилось особенно трудно – уходила в декрет, отдохнуть. Так, отдыхая, ещё двух сыновей родила и вырастила. Жили в доме, перестроенном из старой школы. Семья стала большая, дружная. Муж, правда, заскучал, в девяностых совсем перестали платить зарплату, а семью нужно было кормить. И он ушёл на вольные хлеба. В деревне легче было, у нас хозяйство: куры, поросята, телята. Я шила на заказ, уши местным модницам прокалывала, уколы делала, благо, что в институте получила фельдшерские навыки. Когда дети маленькие были, к нам няня приходила Матрёна Фёдоровна, очень колоритная старушка. Мальчишки её очень любили, она их в чайную водила, частушки петь учила.
А в стране бушевали девяностые, каждый выживал как мог. Кто-то просто потихоньку переждал, кто-то в погоне за шальными деньгами сгинул в хаосе, а кто-то и поднялся на волне новой жизни.
- Сидим мы как-то в учительской, читаем газету, а в ней очередная предвыборная кампания развернулась. И снова в кандидатах в районные депутаты – директора, начальники, номенклатура. Что-то так обидно стало – почему, например, учителей нет? Озвучила свою мысль, мне коллеги и говорят: «Так иди ты». И я пошла, вернее, выдвинулась от трудового коллектива. Почему-то мне было совсем не страшно, наверное, деревенская жизнь закалила. Меня поддерживали все, к тому времени я два поколения детей выучила, вообще мы в деревне жили одной дружной семьёй, горой друг за друга стояли, попробуй обидь! Один из моих конкурентов высказался: «Кто там со мной соперничать собирается, учительница какая-то?» Эти слова моих избирателей сильно обидели и подстегнули. И набрала я достаточно голосов, чтобы победить.
Так Любовь Александровна стала депутатом тогда ещё Земского собрания трёх созывов. Новая жизнь подняла её на волне, закружила и помчала с огромной скоростью. Всё хотелось изучить, во всё вникнуть, во всём разобраться.
- Я даже в свои нелюбимые цифры стала вникать, просила Лиду Фомичёву (Л. П. Фомичёва – финансист, позже руководитель финансового управления администрации – авт.), чтобы провела мне ликбез по бюджету и финансам. Конечно, дома находилась всё реже, но семья меня всегда понимала и поддерживала. Старшему сыну досталось больше моего внимания и воспитания, строго я его воспитывала. Когда поступил в военное училище, я его спрашивала, как он там, в казарме живёт, не тяжело ли? Так он ответил: «Мама, после твоего воспитания любая казарма – курорт». Саша с Иваном с раннего детства привыкли, что мама на работе, надо, чтобы дома был порядок, уроки выучены. Они до сих пор звонят мне каждый вечер, а чтобы не нарываться на короткие гудки, установили график, кто во сколько звонит.
На депутатской должности время у нашей героини действительно было расписано по минутам, в начале новой эры столько было перемен, что только успевай вникать и поворачиваться. Она всё и успевала, поэтому, наверное, ей и предложили побороться за должность помощника депутата Государственной думы Александра Хинштейна.
- Принять это решение было непросто, – говорит она, – но я рискнула. Среди условий было наличие мобильного телефона и личного автомобиля. И то, и другое у меня было. Но трудности начались потом, оказалось, что работать на государство и на отдельного человека – две большие разницы, как говорят в Одессе. В команде я была практически единственная женщина, вот и стала действовать по-женски, чтобы объединить нашу группу. Дни рождения стали отмечать, подарки выбирала, поздравляла, пирогами угощала. И вот когда на мой день рождения коллеги подарили шикарный букет и по очереди говорили самые добрые слова, я поняла, что меня приняли, я практически стала центром их мужской команды. Можно сказать, что я тогда жила в машине, участок был огромный, три района.
Любовь Александровна как помощник депутата сделала для него немало, она и сейчас поддерживает с Александром Евсеевичем добрые отношения.
- Этим летом возила внуков в Москву и зашла в гости к Александру Евсеевичу, прямо в Думу. Он всегда хорошо встречает, расспрашивает про город, он сохранил о Семёнове очень хорошие воспоминания.
Будем объединяться
В 2008 году Любовь Александровна вернулась в своё родное Земское собрание – уже на должность руководителя оргкабинетом и начала работу с объединения.
- Серьёзным и очень трудным шагом было объединение в округ, – подтверждает она. – Сначала было всё непонятно и даже страшно – как справимся, ведь всё нужно перекраивать. Но Николай Фёдорович Носков сказал: «Любовь Александровна, будем делать округ», и мы стали делать. Я и сейчас уверена, что мы сделали большое дело. Объединение, на каком бы уровне оно не находилось, всегда лучше, чем разобщение. Этим объединением, в частности, мы не позволили окончательно пропасть селу. У нас сложилась очень дружная команда депутатов. С удовольствием вспоминаю то трудное, но интересное и плодотворное время. И объединяла нас не только работа, а, например, спартакиада. Так она нас сплотила, подружила! А ведь не зря говорят, что тот, кто хорошо отдыхает, хорошо и работает.
По поводу праздника – Дня народного единства – наша героиня отзывается как почти всё народное большинство.
- Наверное, один раз этот праздник вызвал во мне какие-то патриотические чувства, когда в Нижнем Новгороде после реконструкции открывали новую площадку с новым памятником. Я была на открытии, всё было торжественно, красиво, слова звучали патриотические и правильные. Но, увы, с нашими незабвенными демонстрациями в честь Октябрьской революции всё это не сравнится. Вот на них было настоящее единение народов, душ, сердец. Может, кто-то скажет, что я брюзжу по-стариковски, обесценивая всё новое и современное. Нет, ни в коем случае, к новому я отношусь хорошо, принимаю его как данность, радуюсь, сколько всего интересного и полезного в мире происходит. Но та память будет вечной. Признаюсь, что даже когда звучит гимн, я пою его по старому тексту. А чтобы этот праздник стал по-настоящему народным и любимым, чтобы он у наших внуков вызывал такие же чувства, как у нас 7 ноября, надо, чтобы в семьях наших всё было хорошо, чтобы счастливых поводов для объединения у нас было больше.