Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 2554

13.11.2021 г.

ХХ век является самым неоднозначным и до сих пор осмысляемым периодом в истории нашей страны. Однако именно в прошлом веке Русская Православная Церковь приобрела больше святых, чем за всю свою предыдущую тысячелетнюю историю.

Это святые новомученики и исповедники, которые остались верны Христу в тяжелейшие годы гонений на веру. И одна из них – жительница нашего города, святая мученица Елизавета Самосская.

На первый взгляд кажется, что о святой Елизавете мы знаем крайне мало, ведь она не оставила после себя дневниковых записей, не сохранились воспоминания современников. Мы даже не знаем, как она выглядела – поиски её подлинной фотографии продолжаются до сих пор. Благодаря семёновским краеведам удалось прояснить многие белые пятна в биографии этой личности.

Детство и юность

Елизавета родилась 1(14) октября 1860 года в селе Сиуха Нижегородской губернии в семье управляющего имением Николая Лебедева. Он был титулярным советником и имел личное почётное дворянство. Как дочь дворянина Елизавета обучалась в Московском Александро-Мариинском училище для благородных девиц и окончила его в 1879 году с присвоением звания домашней учительницы. Вернувшись в Нижний Новгород к родителям, стала давать частные уроки французского и немецкого языка. До революции Елизавета также занималась подготовкой детей нижегородских дворян на дому для поступления в пансионы и частные гимназии.

Семейная жизнь

21 мая 1882 года Елизавета Николаевна вышла замуж за земского врача Евгения Ивановича Самосского. Таинство венчания было совершено в Вознесенском соборе Семёнова. После свадьбы Евгений и Елизавета поселились в нашем городе по адресу: улица Гильдейская, 9. Ныне эта улица носит название Красноармейская. Таким образом, их дом находился всего в 300 метрах от семёновского собора, прихожанами которого они стали.
Муж Елизаветы был примечательной и очень деятельной личностью. В конце 1880-х годов в Семёнове было построено новое каменное здание земской больницы, и Е. И. Самосский стал заведующим этой больницей и первым медицинским участком Семёновского уезда. Кроме этого, он безвозмездно служил врачом и преподавателем в учебных заведениях города, был попечителем сельских приходских школ и училищ.
Сохранилась медицинская документация Елизаветы Самосской от 1911 года, в которой содержится информация, что она страдала бесплодием.
Бесплодие. Всего одно слово. А какая бездна переживаний, какая трагедия жизни скрывается за этим! Мы лишь можем предполагать, что пришлось пережить Елизавете Николаевне. Сколько горячих слёзных молитв вознесла она к Богу, прося о даровании самого главного, желанного и сокровенного и так не получив просимого? Очень непросто в такой скорби не отчаяться, не потерять веру в Бога. Однако по дальнейшим событиям её жизни мы можем сделать вывод, что она веру не только не потеряла, но и преумножила.
C 1902 года Евгений Самосский стал директором семёновского детского приюта. Только вдумаемся: в его обязанности входили надзор за помещением, питанием, одеждой, занятиями, за приходом и расходом денег, а также ходатайство перед попечительским советом о решении проблем! Также известно, что Самосские постоянно жертвовали свои средства детскому приюту. Всё это было очень важно для них – не имея своих детей, они полагали силы и средства на попечение о детях-сиротах.
На протяжении всей жизни Евгений и Елизавета Самосские были непоколебимы в своих убеждениях. Наиболее ярко это проявилось в 1918 году, когда пришедшие к власти большевики провели перепись прихожан храмов. В Семёнове более 800 человек не побоялись дать подписку о том, что они являются прихожанами Вознесенского собора. И среди них были святая мученица Елизавета и её супруг. А ведь в то время уже происходили зверские убийства священников, надругательства над храмами и монастырями, в том числе и в Нижегородской области, а по всей стране распространялись листовки и карикатуры, высмеивавшие веру. Несмотря на это, Евгений и Елизавета Самосские уже тогда ясно обозначили свою твёрдую верность Богу и Церкви.
22 ноября 1926 года муж мученицы Елизаветы умер от сердечного приступа. После смерти супруга она распродала всё имущество и поселилась в доме при Всехсвятском кладбищенском храме – том самом, возле которого похоронила мужа. Там она стала проводить дни в посте и молитве. Для того чтобы понять, в какой атмосфере, в окружении каких событий жила тогда святая Елизавета, необходимо рассказать о том, что происходило в жизни Семёнова и всей страны в те годы.
В 1929 году было принято печально известное постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», которое ставило верующих в тяжелейшие условия существования: с того момента полностью запрещалась вся проповедническая и миссионерская деятельность Церкви – было разрешено только совершение служб, а всё имущество Церкви объявлялось собственностью государства. Каждый приход должен быть зарегистрирован как религиозное общество в местном органе власти. Это делалось для того, чтобы определённый храм, который становился государственным имуществом и давался общине лишь во временное пользование, можно было бы при необходимости закрыть.
Более того, в июне 1929 года в Семёнове за «контрреволюционную деятельность» арестовали трёх священников и шестерых мирян. Всех отправили в лагеря и ссылки. До настоящего времени не удалось найти никакой информации о дальнейшей судьбе этих людей.
В январе 1930 года прихожане Вознесенского собора и Всехсвятского храма (это был единый приход) подали в семёновский уисполком заявление о регистрации религиозного общества при этих храмах, чтобы спасти их от закрытия. Свои подписи под заявлением с указанием адресов поставили 523 человека. В то время нужно было обладать большим мужеством, чтобы письменно назвать себя верующим и даже указать свой адрес. И если считать все храмы города, то таких людей в Семёнове оказалось более 1100 человек! Несмотря на формальное подтверждение регистрации религиозного общества, власти уже имели свои планы на собор. Спустя всего три месяца президиум горсовета постановил закрыть Вознесенский собор и переоборудовать его в дом культуры.

Жизнь как подвиг

В 1931 году в жизни святой мученицы Елизаветы произошло важнейшее событие: она согласилась стать председателем церковного совета храма во имя Всех Святых, вторым человеком на приходе после настоятеля.
Святая Елизавета видела, что происходило в стране и в родном городе. Она знала, не могла не знать, как уже два десятилетия разоряли храмы, какие притеснения, а иногда убийства и настоящие зверства совершались над священниками и верующими людьми. Она помнила, не могла не помнить, как всего двумя годами ранее арестовали и отправили в лагеря знакомых ей верующих людей. Она прекрасно понимала, что означало в такое время занять такую должность – это означало подписать себе смертный приговор. И тем не менее она согласилась на такой путь.
В архивах был обнаружен ещё один медицинский документ Елизаветы Самосской – справка о состоянии здоровья для получения пенсии по потере кормильца и инвалидности. Благодаря этой справке очевидно одно – Елизавета согласилась на тяжёлое и ответственное служение, будучи не просто пожилым, но очень больным человеком, инвалидом! И это вновь подтверждает, что вера человека, его верность Христу и Истине не зависят от состояния физического здоровья. Стоит отметить, что святая Елизавета несла служение председателя совершенно безвозмездно, не получая зарплаты.

Наступил 1934 год. Община Вознесенского собора на протяжении четырёх лет старалась сохранить храм от закрытия, однако, все попытки оказались безуспешными: в 1934-1935 годах собор был закрыт и разорён – были сброшены колокола, разрушена колокольня и всё внутреннее убранство храма.
Что переживала святая Елизавета в то время? Что она чувствовала, когда слышала рассказы очевидцев, как с собора сбрасывали его великолепные колокола, как они лежали на земле, одни целые, а другие – разбившиеся на куски? Что она испытывала, когда до неё дошли рассказы жителей, пришедших в бывший собор, ставший клубом, в Страстную пятницу 1935 года – именно в тот святой день там было организовано первое концертное представление… Что происходило в её сердце, когда она слышала, а может быть, и сама была свидетелем – ведь это совершалось долго, на протяжении многих дней, – как зверски и показательно разрушали колокольню, разбивая её основание тараном, чтобы обрушить на площадь, и как великолепное строение в конце концов с грохотом рухнуло, оставив после себя груду колотого кирпича?
Ведь она помнила славу этого собора, невероятную красоту его убранства, потрясающее пение хора, который был одним из лучших в губернии. Помнила звон колоколов, который был слышен на двадцать вёрст в округе. Она была прихожанкой этого храма. В нём она венчалась, рядом с ним она жила. Вся её семейная жизнь прошла рядом с этим собором. И вот его не стало...

Семёнов – центр епархии

После закрытия Вознесенского собора Всехсвятский храм стал центром православной жизни в Семёнове. А в ноябре 1935 года произошло неожиданное для горожан событие: в Семёнов приехал на жительство митрополит Горьковский и Арзамасский Феофан (Туляков). Власти запретили новому архипастырю проживать в Горьком и ещё шести городах области, и поэтому он прибыл в Семёнов. Владыка поселился на улице Февральской Революции. Там же, на квартире владыки, находилась канцелярия епархии, а в храме Всех Святых он совершал богослужения. Сохранились сведения, что мученица Елизавета Самосская неоднократно посещала владыку Феофана, решая с ним вопросы по организации богослужений в храме во имя Всех Святых.
Только представьте: в тяжелейшие годы гонений, когда в самом Нижнем Новгороде уцелевшие храмы можно было пересчитать по пальцам одной руки, именно Семёнову выпала особая честь стать центром Нижегородской епархии! Однако это полностью противоречило планам богоборцев по закрытию храмов и истреблению веры.
Наступил 1937 год – самый тяжёлый и кровопролитный за всю историю гонений XX века. Молот гонений не обошел стороной и Семёнов, игравший такую важную роль в церковной жизни в 1930-е годы. 25 июля митрополит Феофан был арестован. Его отправили в горьковскую тюрьму и подвергли жестоким пыткам. 4 октября митрополита Феофана расстреляли, в регионе начались массовые аресты духовенства и мирян. А уже 10 октября церковный совет храма Всех Святых подал в семёновский горсовет унизительное заявление – с отказом от здания церкви и всего хранившегося в нём имущества. И в этот момент личность святой Елизаветы Самосской вновь предстаёт в удивительном свете. Дело в том, что под этим заявлением должна была стоять её подпись. Без её подписи как председателя церковного совета, который и подавал заявление, оно просто не могло было быть подано. Однако мученица Елизавета не подписала документ об отказе от храма – очевидно, её подпись была подделана! Наиболее вероятны две причины, почему её реальной подписи нет в документе. Первое – ей предложили подписать заявление, и она напрямую отказалась от этого. Второе – составители документа, зная её твёрдость, непреклонность и верность Церкви, сами не стали даже пытаться получить от неё подпись, понимая, что это бессмысленно.
30 октября Семёновский горсовет принял постановление о ликвидации Всехсвятского храма. 1 ноября все священники Семёнова были расстреляны. На следующий день, 2 ноября, Елизавета Самосская была арестована в составе группы из 26 человек по ложному обвинению как активная участница контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. Их заключили в тюрьму в городе Горьком. 6 ноября Елизавета Самосская и ещё 7 человек были приговорены к расстрелу. Она была единственной, кто так и не подписал против себя обвинения и не признал себя виновным.
14 ноября. Последний день земной жизни мученицы Елизаветы. Первый день её вечной жизни на Небесах. Она взошла на свою Голгофу – её расстреляли и похоронили в общей безвестной могиле.

Прославление новомученицы

В 2000 году Елизавета Николаевна Самосская была прославлена в сонме новомучеников и исповедников российских ХХ века. В 2020-м в Семёнове был объявлен сбор средств для создания большой храмовой иконы мученицы Елизаветы. Сбор проводился на интернет-платформе «Начинание» и в церковной лавке храма Всех Святых. Люди очень активно отозвались на инициативу – собранных средств хватило для создания двух икон! Храмовая икона была написана в иконописной мастерской «Ковчег» города Бор, а праздничная икона в киоте создавалась мастерами семёновской иконописной мастерской «Светлый образ» по авторской технологии с использованием техники хохломской живописи. В настоящее время обе иконы находятся в нашем храме Всех Святых.
Образы похожи своей сюжетной композицией. На фоне позади святой Елизаветы находится собор Вознесения Господня – на данный момент утраченная жемчужина Семёнова, удивительный храм, прихожанкой которого святая была бо́льшую часть жизни. В руке мученица держит Всехсвятский храм, о котором она заботилась последние годы своей земной жизни. Верим, что и сейчас она продолжает молитвенно оберегать его и всех приходящих в него.

* * *

Пример жизни святой мученицы Елизаветы Самосской удивителен. Она жила совсем недавно, ходила по тем же улицам, что и мы, тоже жила семейной жизнью, общалась с людьми – в этом смысле она была совершенно обычным человеком. Она прожила тихую, незаметную жизнь в Семёнове, о которой мы знаем крайне мало. Однако годы лихолетья максимально обострили и обнажили все взгляды, чувства и истинные стремления людей. И именно в тот критический период открылась в полной мере вся потрясающая глубина её веры и верности Христу. Верности, которая привела её к венцу мученичества.
Русский перевод слова «мученик» лишь частично отражает тот смысл, который вкладывает христианство в почитание святых, отдавших жизнь за Христа. В дословном переводе с греческого это слово означает «свидетель». Мученик – это тот, кто подвигом своей жизни и смерти свидетельствует о реальности существования Бога и вечной жизни. И поэтому, несмотря на то, что Елизавета жила совсем недавно, сияние её святости ничуть не меньше, чем древних великих святых. Её пример – это доказательство того, что святость реальна. И не только реальна, но возможна и сегодня. Для каждого из нас.
Почитание святой совершается 14 ноября. Приходите в храм Всех Святых поклониться её образу, помолиться ей о нас и о наших близких, и о том, чтобы нам, несмотря ни на какие испытания и трудности, быть верными Богу. Верными до конца, так, как была верна она, святая мученица Елизавета.

Благодарю Е. А. Бирюкову и Н. А. Лаврова за бесценные и ранее неизвестные материалы биографии святой, обнаруженные во время работы в архивах.

Дмитрий ДАУТОВ


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle