27.06.2019 г.
Ушёл из жизни хороший человек. Очень неожиданно, внезапно. Так бывает.Владимира Яковлевича Пухова знали все жители Беласовки и почти всё старшее поколение Семёнова. Да и не только старшее.
Много лет он работал в ПТУ строителей, потом – в индустриально-художественном техникуме, обучал молодых ребят осторожно и грамотно обращаться с электричеством.
Как мастер производственного обучения, он не обязан был этих ребят трудоустраивать. Но его беспокоила судьба выпускников, и он ходил по предприятиям, обращался к знакомым с просьбой взять ребят. И брали. И до сих пор его мальчишки работают там, куда устроил их мастер.
Они пришли проститься со своим наставником, и я удивилась, как много было молодёжи. Они, эти мальчишки, не всегда самые благополучные, может быть, учителей математики и русского позабывали, а вот мастера производственного обучения Владимира Яковлевича запомнят, потому что многим он дал путёвку в жизнь и относился как к родным.
Ещё до Семёнова занимал он должность председателя сельсовета в Беласовке, то есть был государственным чиновником. Но и чиновником был необыкновенным – человечным чиновником. К нему мог прийти любой житель со своими бедами и печалями, и, если Пухов мог, он всегда помогал. Был в его распоряжении старенький «уазик», водитель ему не требовался – он сам водил отлично, вина не пил и колесил по деревенским дорогам, помогая своим подопечным. Всех знал и в лицо, и по имени.
Вышестоящему начальству он не всегда был угоден, а свои, деревенские, Владимира Яковлевича и любили, и уважали.
Да и как же не любить, не уважать?
В начале 80-х в деревне Елисеево был построен животноводческий комплекс для крупного рогатого скота на 3000 голов. Здание построили, и надо было ещё доводить его до ума – оснащать технически. Пухов собрал бригаду молодых ребят, научил их, и вместе они всё сделали.
В начале 90-х отвёл большой участок земли под строительство домов для молодых семей, сам размерял участки, сам сагитировал молодёжь строиться, помогал чем мог. Каждой семье выделил бесплатно по 30 кубометров леса. Так застроили целых три улицы. Теперь эти семьи уже не молодые, но и они, и их дети помнят, как радовались собственному жилью.
Во время его пребывания на посту председателя сельсовета многие сельчане получали бесплатные путёвки в дома отдыха, санатории, побывали на курортах страны и даже за рубежом.
Всё это рассказала на гражданской панихиде учитель беласовской школы Нина Артемьевна Игошина. И ещё она высказала пожелание назвать одну из улиц Беласовки в честь Владимира Пухова.
Когда в середине 90-х годов в литературной гостиной Центральной библиотеки создавалось литературно-творческое объединение «Родники», одним из первых пришёл туда со своими стихами Владимир Яковлевич. Всегда улыбчивый, дружелюбный, он расположил к себе всех участников коллектива.
Начал читать стихи, всех рассмешил. Он подмечал недостатки в политике, в семейных отношениях и с юмором писал об этом. Как-то раз сочинил пародийные частушки о Владимире Решетникове, описал и его работу в исправительно-трудовой колонии, и поездки в службе «такси», работу в охране, жизнь в семье... В тот раз он принёс на занятие детскую гармошку, на которой учил играть сына, а потом и внука, спел эти частушки, сам себе аккомпанируя. Мы навеселились от души, до слёз насмеялись, а Решетников был очень доволен.
В «Родниках» Владимир Яковлевич был до последнего дня. В воскресенье, 19 мая, снова всех распотешил, ушёл в добром здравии, а в среду утром мы вдруг узнали, что Пухова больше нет.
Проводить его в последний путь на сельский погост в Беласовке пришло очень много людей. Приехали из Семёнова его ученики, его друзья, жители деревни присоединялись к процессии, приходилось останавливаться, потому что всюду ждали толпы народа.
Когда-то Таня (дочь) рассказывала мне, что отец вставал рано, шёл в работную, где он всегда что-то мастерил, непременно включал радио и слушал программу, которая начиналась словами: «Здравствуй, добрый человек».
Домашние над ним подшучивали: «Какой добрый человек встаёт в такую рань?» А он как раз и был тот добрый человек, который встаёт рано, много делает, много успевает.
Он действительно без дела никогда не сидел, своими руками мог делать абсолютно всё. В последнее время даже книжки научился мастерить. Конечно, они отличались от тех, которые издавались в солидных издательствах, но всё-таки стихи местных авторов были собраны под одной обложкой, а не разбросаны по отдельным листам. И первая книга, которую он таким образом «издал», была собрана не из собственных стихотворений, а из творчества Евгении Корешковой. Владимир Яковлевич посчитал, что она ценнее и нужнее. А потом уже и своё напечатал. Книги принёс в библиотеку, всем подарил, подписал, оставил для читателей.
А какой потрясающий Пухов дед (опустим слово «был»)!
Как он гордился старшей внучкой, Катей Пуховой, которая окончила медакадемию, уже работает и становится настоящим доктором!
Внука Ваню научил всем мужским делам: рыбачить и собирать грибы, нырять и плавать. Вместе они кололи дрова и сбрасывали с крыши снег. А ещё Ваня, как и дед, играет на гармошке, и на новогоднем огоньке в школе устроил настоящий концерт, сразив наповал и одноклассников, и педагогов: пел патриотические песни и задорные частушки под дедушкину гармонь.
Младшему – Мише (ему 5 лет) сделал пристройку к сараю, где у Миши машины разных марок, по стенам развешаны винтовки и автоматы, тоже сделанные дедом, даже есть пулемёт, почти как настоящий, только деревянный. Пока Миша в садике, на дверях его «кабинета» записка: «Полицейский участок закрыт. Хозяин Михаил Узденёв временно отсутствует». И номер контактного телефона. Всё дед придумал.
Своих внуков Владимир Яковлевич учил быть настоящими пацанами: не лезть на рожон, но уметь постоять за себя, не давать в обиду младших и слабых. Напоследок научил Мишу произносить звук «р», и наш внук теперь с удовольствием рычит, как настоящий медведь.
Большую достойную жизнь прожил Владимир Яковлевич Пухов, оставил о себе добрую память, оставил после себя добрые дела.
Наша небольшая делегация семёновских авторов тоже пришла проводить его в последний путь.
Летом у «родниковцев» каникулы, но в третье воскресенье сентября мы соберёмся на очередное занятие в литературной гостиной Центральной библиотеки. Не будет только Владимира Яковлевича. Это очень больно, это горько.
Порой обрывается нить,
Такое бывает, досадно.
Поэты останутся жить
Хотя бы в двух строчках тетрадных.
Зачтутся дела и грехи,
Но завтра или послезавтра
Прочтёт кто-то наши стихи…
Стихи В. Пухова есть в нашей библиотеке. С автором можно соглашаться или не соглашаться, можно попечалиться, можно повеселиться и можно поспорить. Но уж точно не остаться равнодушным.
Ушёл из жизни хороший, светлый, добрый человек, большой труженик. Оставил на память добрые стихи. В них много юмора. Улыбнёмся вместе:
Вчера был на экскурсии на мясокомбинате.
Такое там увидел я, что мясо, колбасу
Не буду больше я вкушать, ребята,
И даже близко их ко рту не поднесу!
Сегодня побывал на молокозаводе,
На молоко, кефир я не взгляну сейчас!
И не брезгливый был я, братцы, вроде,
Но там без молока
готовят всё для нас.
Назавтра друг на винзавод позвал,
Мол, говорит, что надо прогуляться
И осмотреть там заводской подвал.
Ох, не пойду туда я точно, братцы!
Старая сказка на новый лад
- Ягуся, хороша твоя избушка, но мала!
- Мала, Царевич, верно говоришь, милок.
Да и такую в ипотеку триста лет назад взяла
И всё никак не выплачу за долгий этот срок!
- А почему стоит она на курьих ножках?
Зачем они, какой в них толк, Яга?
- А это, чтобы как увижу на дорожке
Коллекторов, так чтоб быстрее убегать!
* * *
С женой ходили в выходной
Для кухни выбирать обои.
Так спорили мы с ней, о Боже мой!
И хорошо, что было воскресенье,
А то бы в ЗАГС зашли с моей женой
И развелись бы без сомненья!
Надежда УЗДЕНЁВА,
Центральная библиотека им. Б. Корнилова