Печать
Категория: Публикации
Просмотров: 1916

Юрий ХРАМОВ
27.01.2018 г.

27 января 1944 года – особая дата в календаре нашей истории. Именно в этот день 74 года назад была полностью снята блокада Ленинграда. В тяжелейших условиях, в полной изоляции ленинградцы жили более двух лет. 

Этот день блокадники считают одним из самых счастливых и в тоже время одним из самых печальных в своей жизни. Почти в каждой ленинградской семье от голода и холода умерли родственники. Многим пришлось эвакуироваться из Ленинграда в другие города и сёла нашей страны. И в Семёнове в то время было немало эвакуированных ленинградцев. Жительница нашего города, ветеран народного образования Валентина Степановна Большакова рассказала нам, что и их дом принял семью Синьковых из блокадного Ленинграда.

- Мы жили как одно семейство, – говорит она. – У нас в хозяйстве были корова, куры, поэтому на столе редко когда переводились молоко, яйца, и всем, конечно, мы делились с Синьковыми. Николай Александрович служил в воинской части, которая располагалась на улице Матвеева, а его жена Мария Ивановна не работала – занималась воспитанием маленькой дочери Светланы. А ещё в Пурехе жила Екатерина Фёдоровна Моисеева. Она тоже приехала из Ленинграда. У неё во время блокады умер родной брат. Здесь она вышла замуж за офицера, и потом они уехали в Ленинград. Мы с ней долгие годы вели переписку, а вот года два назад связь оборвалась. А так и они к нам в гости приезжали, и мы к ним ездили в северную столицу. Жили тогда дружно и люди были другие – более открытые, готовые прийти в любую минуту на помощь друг другу.  

Прошло уже столько лет, но забыть всё это просто невозможно. В начале июля 1941 центральные органы власти приняли ряд документов, касающихся эвакуации населения. Она проходила в несколько этапов. Первыми Ленинград покинули дети, позднее началась массовая эвакуация по Ладоге – дороге жизни. Сами ленинградцы делятся информацией о тех годах в социальных сетях. Нас, например, заинтересовало сообщение, связанное с нашим районом. Вот что пишет Эдиль Николаевна Гридюшко (в девичестве Сахарова): «Отец ушёл от нас, когда мне было полтора года, и мы с мамой уехали в деревню в Ленинградскую область. В 1941 году началась война, немцы бомбили нас с самолётов. Я и мама чудом остались живыми. В 1942 году мама заболела, её положили в больницу, а меня отдали в детский дом. 26 июня нас эвакуировали по Ладоге в трюме парохода. Три маленьких парохода затонули, подорвавшись на минах, но нам повезло. Потом посадили в поезд, и всю дорогу нас сопровождал самолёт. Привезли нас в Горьковскую область, Семёновский район, деревню Беласовку. После этого меня перевели в детский дом в деревне Озёрки». 

Вспоминает ветеран труда, преподаватель математики Валентина Ивановна Пономарёва, проработавшая много лет в Беласовской средней школе:

- Это было в 1943 году, мне тогда исполнилось 13 лет. В Беласовке была начальная школа, а как только приехали эвакуированные семьи из Ленинграда, открыли пятый и шестой классы. В моём пятом классе учились три девочки из этого города. Фамилии двух не помню, а вот третью звали Мира Басс. Мама её была учителем английского языка. Но поскольку мы учили немецкий, она нам стала преподавать этот предмет. Учительница математики Татьяна Ивановна Мацкеева тоже приехала из Ленинграда. Во многом благодаря ей я и выбрала профессию педагога. Помню даже, как ходили к ней сдавать зачёты на дом – строгая была.

Жили ленинградцы в домах местных жителей, а также в здании сельского клуба. Через два года все они уехали из деревни. А у нас школа снова стала начальной. Мне пришлось седьмой класс заканчивать в Богоявлении, а десять классов – в Семёнове. 

Так что семёновцы не оказались равнодушными к горю незнакомых людей и помогали, как и чем могли. В этом вся суть нашего народа. 


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle