07.04.2016 г.

В нынешнем году мы будем отмечать столетие возникновения хохломского промысла в нашем городе. В связи с этим редакция нашей газеты совестно с руководством предприятия «Хохломская роспись» планирует публиковать цикл материалов, посвящённых юбилею. И сегодня мы открываем его статьёй, подготовленной сотрудниками Семёновского историко-художественного музея.

Изготовление деревянной посуды было одним из самых распространённых промыслов в допетровской Руси. Центрами его, кроме Нижегородчины, были Новгород, Кострома, Кирилло-Белозерский монастырь, Калуга, Вологда, Тверь, Москва. Во многих местах деревянную посуду олифили, кое-где – украшали. Но с хохломской росписью, разумеется, не сравнится никакая другая. Необыкновенность ей придают два секрета: закалки и золотого блеска.

Документальных свидетельств о месте и времени происхождения хохломской росписи, к сожалению, не сохранилось. Косвенные источники указывают на то, что её возникновение относится к XVII веку, а самым древним центром этого промысла является село Хохлома Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии.

Со второй половины XIX века хохломской промысел начал «угасать». Деревянную посуду всё больше и больше стали вытеснять дешёвые и удобные изделия стеклянных и фаянсовых заводов. Но были, безусловно, и другие причины – политические, социально-экономические. Империалистическая и гражданские войны, призыв мастеров на фронт, отсутствие помощи со стороны земств, сужение рынка сбыта – всё это привело к тому, что многие хохломские мастера уходили на другие заработки в города. Всё меньше и меньше расписной хохломской посуды появлялось на базарах и ярмарках. Уходил огромный пласт русской национальной культуры, стало забываться уникальное хохломское мастерство отцов и дедов.

Второе массовое рождение хохломского промысла связано с Семёновской школой художественной обработки дерева (ШХОД). Благодаря совместным творческим усилиям молодых художников-новаторов и старых хохломских мастеров был усовершенствован традиционный стиль, создан новый орнамент хохломской росписи, получивший признание и любовь общественности. Хохломской промысел принес городу Семёнову славу столицы Золотой хохломы.

В 1916 году была предпринята попытка организовать в Семёнове учебно-показательные мастерские по хохломской росписи и построить для этого школу художественной обработки древесины. Инициатором этого благородного дела стал нижегородский голова, промышленник-миллионер Д. В. Сироткин. Он держал в Нижнем Новгороде на Большой Покровке магазин кустарных изделий.

Владелец магазина был заинтересован в том, чтобы хохломские мастера поставляли ему вещи, отвечавшие вкусам его покупателей. Сироткин решил открыть школу хохломской росписи в Семёнове. Руководить ею он пригласил Георгия Петровича Матвеева – художника, выпускника Петербуржской художественной мастерской академика Дмитриева Кавказского. На строительство мастерских Сироткин выделил очень жалкую для подобного дела сумму – 500 рублей.

Создавать мастерскую Матвееву пришлось с нуля. В условиях военного времени работа по восстановлению помещений и оборудованию мастерских оказалась сложнейшей задачей. Во всё это Георгию Петровичу приходилось вникать самому, вместе с первыми сотрудниками и учениками. Вскоре Сироткин прекратил финансировать школу, она стала жить только за счёт продажи изделий собственного производства. Для школы это были труднейшие времена.

С большим трудом удалось найти учителей по хохломской росписи. Ковернинские кустари, хохломские художники наотрез отказывались работать в Семёнове и обучать молодёжь хохломскому мастерству. Позднее Георгий Петрович расскажет об этой проблеме журналисту местной газеты: «Кустари-специалисты этого дела весьма неохотно обобщали технику окраски, засекречивали составы олова, лаков, олифы и всех других многосложных процессов производства. Они были косны и насчитывались буквально единицами. Нередко, уходя из жизни, не оставляли после себя преемников. 20 лет назад эту косность цеховую очень ощутимо переживала на своей работе вновь открытая в городе Семёнове школа по художественной обработке дерева. Мастера или не соглашались ни за какую плату поступать в школу, боясь будущей конкуренции себе, или, придя на работу, не знакомили учащуюся молодёжь с технологическими процессами производства. Так продолжалось до тех пор, пока все эти «секреты» не перешли в руки молодёжи «самотеком», путём непосредственных наблюдений и самостоятельного экспериментирования». 

После революции положение школы несколько улучшилось. В 1917 году она отпраздновала первый выпуск товарной продукции учащихся школы. В этом же году был отстроен верхний этаж школы и маленькая красильная мастерская, впервые открылся класс рисования. С этого дня непрерывно продолжались поочередно занятия со всеми группами по 6 часов ежедневно. Ребят готовили по специальности художника-резчика, художника хохломской росписи.

Георгий Петрович был главным художественным руководителем новой школы. Он создавал эскизы будущих изделий, составлял орнаменты для резьбы. Изделия, выполненные по его талантливым и оригинальным рисункам, стали пользоваться большим спросом и принесли школе известность. Главным источником её содержания были доходы от реализации готовой продукции. В начале 1920-х годов школу поставили на госбюджет, изделия учащихся стали демонстрировать на выставках. В 1923 году старшекурсники показали свои работы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, где получили первые дипломы.

Георгий Петрович постоянно работал над совершенствованием хохломской росписи. Он внимательно изучал традиции хохломы, интересовался и другими местными промыслами. На основе всего этого он создал альбом рисунков традиционного и нового орнамента семёновских кустарей. Именно эти усовершенствованные трафареты использовали молодые художники по хохломе, выпускники семёновской школы, объединявшиеся в первые кустарные артели «Красный кустарь» и артель «Кустарь-полировщик». Этот альбом стал основой оригинального семёновского стиля хохломской росписи.

В 20-е годы широко развернулась работа по созданию артелей хохломской росписи. Ещё в 1919-м решением VIII съезда партии была принята программа содействия развитию мелкой кустарной промышленности, как наиболее гибкой формы производства. Программа предполагала обеспечение кустарей государственными заказами, включение мелкой промышленности в общий план снабжения сырьём, топливом, а также финансовая поддержка при условии объединения отдельных кустарей в артели и артелей – в более крупные производственные структуры.

В Семёнове первые артели появились ещё в 1917 году. Объединившиеся в артели кустари стали получать сырьё, за готовую продукцию им сразу платили деньги, тогда как скупщики рассчитывались либо товарами, либо продуктами. Выгоды от артелей для крестьян были очевидны. Идея артели приобрела популярность, кустари всё чаще объединялись по собственной инициативе, не дожидаясь, пока придёт решение многоступенчатой системы тогдашнего управления. Такие артели называли дикими, поскольку существовали они сами по себе. У них не было устава, они не платили взносов. Артели откупали помещения мастерских у частников, распределяли между собой работу, а продукцию сдавали разным кооперативным товариществам. Одной из хохломских артелей в Семёнове стала артель «Кустарь-художник», объединившая выпускниц школы, которую в 1925 году возглавил Г. П. Матвеев. Так на окраине Семёнова вырос первый большой цех по хохломской окраске, который решено было отдать выпускникам школы художественной обработки дерева и школы инструкторов по токарному и столярному делу. В цех пришли сорок молодых художников во главе с И. Д. Смирновым. К ним присоединились опытные «артельщики» А.П. и Я. П. Распопины, Я. Д. Красильников, С. С. Юзиков, И. Е. Тюкалов. Всего собралось около сотни мастеров. 

В 1931 году в связи с увеличением выпуска продукции на экспорт артель получила название «Экспорт». Она объединила существовавшие ранее в Семёнове мелкие артели, а позднее переросла в крупное производственное объединение «Хохломская Роспись». Впрочем, это уже совсем другая история.


Система Orphus
Комментарии для сайта Cackle

   

   

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   

Комментарии  

   

УЧРЕДИТЕЛИ:
Правительство Нижегородской области,
Совет депутатов городского округа,
АНО "Редакция газеты "Семеновский вестник"



Газета выходит по вторникам, четвергам и субботам (кроме праздничных дней).


Цена свободная.

Наш адрес:
606650
г. Семенов Нижегородской области,
ул. Нижегородская, 8
(адрес издателя).

E-mail:
semvestnik@semvestnik.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.


Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области. Рег. номер ПИ №ТУ52-0738 от 23 июля 2012 г.


Подписной индекс 51284

© «Семёновский вестник» 2013-2024
php shell indir Shell indir Shell download Shell download php Shell download Bypass shell Hacklink al Hack programları Hack tools Hack sitesi php shell kamagra jel