16.03.2022 г.
Иногда нам вдруг хочется узнать что-то, посетить новые места. Но всегда ли для этого нужно покупать билет на самолёт или поезд? Моей давней мечтой было посетить истоки Керженца или хотя бы приблизиться к тому месту, где река берёт начало.
Мало кто знает, но наша лесная речка имеет протяжённость 312 километров и берёт своё начало от Белбажского монастыря, а впадает у Макарьевского. Как пишет нижегородский журналист и исследователь Николай Морохин, «вьётся между 27 жилыми деревнями и 7 уже оставленными». В системе Керженца много озёр и болот, да и вообще край таит в себе много загадок и тайн. Мы отправились в путешествие большой компанией в самый праздник Масленицы.
Маршрут начинался в Нижнем Новгороде и проходил через следующие точки: старообрядческий скит Малиновский, село Богоявление, село Белбаж и монастырь, Высоковский монастырь, Марково, Ковернино, деревня Сухоноска и выезд через Фундриково, Малое Зиновьево на федеральную трассу. Выглядел этот маршрут как кольцо, где мы ни разу не возвращались, а двигались только вперёд. Конечно, такое путешествие не уместилось в один день, поэтому мы остановились на ночлег, но об этом чуть позже…
Итак, экскурсия началась с трёх мостов – визитной карточки Нижнего Новгорода. Последний, автомобильный, был построен в 2017 году и решил проблему с пробками, а вот первый, железнодорожный через Волгу, ведёт свою историю с тридцатых годов прошлого века. Второй, совмещённый с железной дорогой и двухполосной дорогой для машин, построили в 1965 году. Фотограф Дмитриев напишет в начале ХХ столетия: «за Волгой живут, словно на два века в прошлом!». Мост соединит два берега и ускорит развитие лесного Заволжья.
Двигаясь, мы рассказали историю Неклюдова и Кантаурова. Кстати, названы эти пункты в честь первых поселенцев, только имена взяты «некалендарные» – прозвища. Долгое время существовала забавная практика, когда детям давали два или более имён. Одно – священник – так называемое «календарное», которое не оглашали, а другое – родители, чтобы ребёнка обезопасить от дурного глаза. Были случаи, когда в семье появлялся: Первышка, Вторушка, Третьяк. Такие имена, как Добрыня, Богдан, Целованушко, Нехорошко – были тоже некалендарные. Так вот, Неклюд, а в действительности Григорий, оставил о себе память в виде подписанной в 1525 году «кабалы» (документа) о принятии в полное холопство Владимира Добрынина.
За рассказами мы подъехали к древлеправославному Малиновскому скиту, который остаётся действующим, хоть и находится в труднодоступном селе Филлиповское. Место это украшает храм Казанской иконы Божией Матери 1912 года, построенная на деньги купца-старообрядца Бугрова. Во всех источниках описания церкви отмечается, что сделана она по линейной схеме типа «корабль». Здесь нас встретили, рассказали историю храма и предложили попробовать монастырских блинчиков с ароматным взваром из ягод.
Следующей остановкой было село Богоявление, где прошла весёлая Масленица и экскурсия по деревне. Это одно из самых ранних поселений на Керженце, упоминается в документах с ХVI века. Собрались все жители села, участвовали в играх, конкурсах и чаепитии из настоящего самовара.
Далее мы проехали ещё несколько деревень, почти все они образовались при Петре I. О некоторых из них хочется рассказать подробнее. Например, история Ильино-Заборского связана с разгромом восстания Степана Разина. Потерпев поражение, разинские ватаги стали разбегаться по притокам Волги. Один из есаулов Илья Заборский, или Заборин, выбрал место для жилья на Белбаже, берега которого густо поросли вековым лесом – бором. Так и появилось «Заборское за Бором». Документы об этом были найдены краеведом С. В. Сироткиным.
Дальше наш путь лежал на Белбаж. Под термином «Белбажский край» понимается территория бывшей волости Юрьевецкого уезда Нижегородской губернии. Здесь были девственные леса, бортные угодья и большое количество разного зверья. Из древнерусской книги: «А леса великие, страшные и дикие, непроходимые, во всём свете таких лесов мало, леса те подобны морю».
История села Белбаж начинается с конца XVII столетия. Считается, что слово Белбаж – это родня БЕГЛАШ или БЕГЛОШЬ (сюда тоже сбегали после разгрома войска Степана Разина). Свято-Троицкий Белбажский монастырь был основан по указу императора Петра I в 1708 году и находился на реке Белбаж, от которой получил своё название. Именно здесь проживала и захоронена блаженная старица Елизавета, наделённая даром предвидения.
До монастыря мы добрались уже к вечеру, и нашему взору открылось архиерейское подворье с большими каменными воротами, удивительными церквями и трапезными. Желающих пригласили на экскурсию, которую провела жительница села Валентина Васильевна Перцева. Настоятель Свято-Троицкого Белбажского монастыря отец Евлогий предложил посетить службу в монастыре, многие гости впервые были на праздничном богослужении в Прощёное воскресенье. Это место всех наполнило особой радостью, душевным покоем.
Ранним утром мы отправились в следующую обитель – Высоковский монастырь, который находится в 20 километрах от Белбажа. Согласно легенде, Высоковский монастырь был основан в 1784 году, во времена царствования Екатерины II, когда на берегу лесной речки Утрус поселились старообрядцы-отшельники. Основатель Григорий Иванов был старообрядцем с Украины, жил в Комаровском скиту, где от беглого иеромонаха принял иночество с именем Герасим. В начале XIХ века вблизи деревни Высоково организовал скит. Спустя годы, на основании Высочайшего указа государя-императора Александра I, Высоковский скит переименован в единоверческую иноческую пустынь. Началось развитие каменного строительства, на которое император лично пожертвовал 5000 рублей.
Когда мы приблизились к монастырю, мы были поражены, как в такой глуши отстроили это великолепие в стиле классицизма: колокольня в 74 метра, Никольский храм (1827 г.), пятиглавый Успенский собор (1834 г.), церковь Трёх Святителей (1835 г.), жилые корпуса, келейные и прочее.
Вот какой отзыв о монастырях оставила сотрудник Института Европы РАН О. К. Шиманская: «Монастырские комплексы впечатляют архитектурными ансамблями. Не ожидала встретить в лесном Заволжье, почти в тайге, такие величественные постройки. Все они бережно охраняются и по мере сил реставрируются монастырскими братьями. Здесь можно познакомиться с подлинной жизнью православных монастырей, основанной на исповедании веры, молитве и нестяжательстве. Здесь всё как-то несуетно и глубоко. Это очень трогает и располагает к размышлениям о вечных смыслах человеческого бытия. Здесь гостеприимно встречают путешественников и позволяют погрузиться в жизнь монастыря, церковные службы».
Другие гости были также очарованы местом, а наш путь лежал в Ковернино, где мы полюбовались резными дореволюционными домами, посетили предприятие «Хохлома» в деревне Сухоноске и приняли участие в нескольких экскурсиях. Хочется выразить благодарность администрации Ковернинского района, заведующей отделом культуры Ольге Михайловне Цветковой, заведующей сектором по туризму и НХП Анастасии Николаевне Уховой, а также лично краеведу Александру Алексеевичу Балдину и предпринимателю Николаю Сергеевичу Кривошееву.
Если вы поедете по нашему маршруту, то точно не останетесь разочарованными: в программе будет 365 лесных километров, шесть деревень, три монастыря, 8 экскурсий, четыре дегустации, вкуснейшие обеды и незабываемые знакомства. Путешествуйте по родному краю!
Маргарита АЛМАЗОВА
Фото
предоставлено автором