Юрий КОЛЮКИН
23.09.2023 г.
Шестого сентября фанаты Юрия Шатунова отметили юбилей своего кумира. Хотя, наверное, неправильно называть таким диким словом – фанаты – солидных дядечек и тётечек за сорок, а то и за полтинник. Пусть будут лучше поклонники. Хотя и среди молодёжи уже есть таковые, и их, надо сказать, в России-матушке немало.
Просто теперь уже не считается дурным тоном слушать главного солиста «Ласкового мая» (к сожалению, уже покойного) – в отличие от, как ни странно, тех времён, когда они – и «май», и особенно Шатунов – были на самом пике популярности. Вспомните, как многие из нас, пацанов конца 80-х, на публику морщили носы: «Ой, «Ласковый май»… Розовые сопли, примитив. Другое дело «Ария» или «Чёрный кофе», «Круиз». А потом приходили домой и доставали из шкафа заветную кассету, чтобы погрустить под Юркины жалобные строчки: «Ну, вот и всё, не нужно мне твоих ночей, твоей любви…»
Почему ж так изменилось отношение к самой наипопсовейшей группе всех времён и народов? Послушайте современные шедевры российской поп-сцены, и всё станет ясно.
Песни Сергея Кузнецова, написанные для «ЛМ», ругали в конце восьмидесятых не только за сиротские тональности, родственные простейшим дворовым сочинениям, но и за, мягко говоря, далеко не идеальные тексты. Кузнецов в своих произведениях был полным заложником метафоры, а если быть более точным, олицетворения – он строил свои тексты исключительно на одушевлении природы. «А за окном всё надо мной смеётся обломок, мне оставленный луною», «Утренний снег, ты умираешь на тёплом окне» и так далее. И когда-то это очеловечивание природных явлений стало надоедать. А вот современные авторы-исполнители – они молодцы, они особо не парятся над какими-то там языковыми средствами выразительности и тем более отточенностью рифмы – лупят напрямую. К примеру, вот уже которую неделю подряд верхние строчки отечественных чартов занимает певец то ли с именем, то ли со сценическим псевдонимом JONY. Да-да, именно так оно, это имя-псевдоним и пишется – латиницей и прописными буквами.
«Давно я бегаю за правдой, не найду, не найду ответ. Моя жизнь ей кажется загадкой, но знай, что тайны в ней нет. Я просто не могу забыть уикенд, прожить бы всё по-новой, вновь раствориться бы в пыли планет», – поёт брутальный непременно бородатый кумир современных меломанов. Сильно? Но кульминация этого трека – это, конечно, припев: «Как мне разлюбить тебя? Ну как? Ну как? Ну как? Как бы ни старался, никак, никак, никак». «Ну как – никак» – до такого ещё додуматься нужно было. Это вам не глагольные рифмы, за которые, бывает, поругивают и самого Пушкина.
Таким вот образом на фоне нынешней поп-«культуры» некогда примитивные кузнецовские песни в исполнении Шатунова и становятся чуть ли не классикой. Выражаясь языком JONY, ну как можно сравнивать «Белые розы», «Метель в чужом городе» и современную попсу? Никак.