Юрий КОЛЮКИН
16.09.2023 г.
Я теперь догадываюсь, почему Александр Сергеевич Пушкин любил осень. Потому что он не жил в какой-нибудь пятиэтажке с центральным отоплением.
Набродится, поди, днём по лесам, понаслаждается пышным природы увяданьем, посозерцает в багрец и золото одетые леса, а вечером вернётся домой, и – Арине Родионовне: «Чтой-то у нас, сударыня, прохладно в доме. Затопи-ка каминчик да согрей самоварчик». Ну, или не Арине Родионовне, а какому-нибудь дворовому: «Принеси-ка, братец, вязанку хворосту». И хорошо ему – вдохновенья-то днём поймал в избытке, а под воздействием домашнего тепла оно так и растекается из-под гусиного пера по бумаге…
А вот если б проходили его вечера и ночи в двушке-трёшке с холодными батареями, так, может, и по-другому писал про осеннюю пору.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – квартира промерзает.
Жить перебрался в ванную – там чуточку теплей.
Хотя в октябре-то нам наверняка включат-таки отопление, а вот сентябрь – месяц коварный: днём – почти летняя погода, а по ночам… И квартиры за этот световой день никак не успевают прогреваться.
Представьте себе такого «нашего всего», который каждый день с надеждой смотрит на градусник за окном и считает-высчитывает, не вырулила ли среднесуточная температура на ниже 8 градусов. И так – пять дней подряд… По-моему, только при таком раскладе наши коммунальщики со скрипом-неохотой запускают-таки свою машину тепла? Так ведь и когда запустят, не всё сразу слава Богу. Если б опять же Пушкин жил в наших условиях, позвонил бы он, к примеру, князю Лопухину, тогдашнему председателю Комитета министров, и спросил бы его: «Дорогой мой Пётр Васильевич, соблаговолите ответить, что же творится в нашей коммунальной сфере? Вроде как пятый день как наконец-то отопление включили, а в квартире-то словно буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя?» А тот ему в ответ: «Ничего не поделаешь, досточтимый Александр Сергеевич, – пробки в системе!»
Со времён Пушкина прошло много лет, и не только со времён Пушкина, но и с начала рыночных времён, но пробки никак не исчезают ни из отопительной, ни в целом из коммунальной системы. Теплоснабжающая сфера по-прежнему остаётся самой тяжёлой и неповоротливой. Космические корабли, как говорится, уже сколько десятилетий бороздят просторы Вселенной, некоторые даже до Луны дотягиваются, а сделать так, чтобы у нас, на Земле, в многоквартирных домах отопление включалось, когда за окном становится холодно, и отключалось, когда жарко, ну никак не получается! Хотя за каждую гигакалорию народ и платит.
Конечно, чтобы отладить эту систему, думать надо, работать. А кто этим будет заниматься, Пушкин, что ли? Похоже, больше некому...