Людмила КОРОЛЕВА
01.02.2014 г.
С начала 2014 года действует новый федеральный государственный стандарт в области дошкольного образования, закрепленный приказом Министерства образования и науки РФ еще 17 октября 2013 года. Значит ли это, что теперь всех малышей в детсадах будут воспитывать «под одну гребенку»?
Нововведения прокомментировала главный специалист управления образования администрации Семеновского городского округа Анна Евстафьевна КОЗЛОВА.
- Новые федеральные государственные образовательные стандарты (сокращенно ФГОС), несмотря на пугающее родителей название, по сути дела, не несут в себе никакой стандартизации, и даже наоборот, дают очень большую свободу выбора – как для педагогических работников детских садов, так и для родителей. Например, согласно требованиям к образовательным программам, каждый детский сад и даже каждый воспитатель вправе работать по любой утвержденной образовательной программе и даже до 40 процентов ее содержания разрабатывать самостоятельно. Это позволяет проявить и свой творческий потенциал, и использовать, например, местные традиции, краеведческие материалы.
В стандартах, разработанных на основе Конвенции о правах ребенка и российской Конституции, ребенок рассматривается не как объект образовательного процесса, а как его субъект. Отношения с детьми должны строиться по принципу сотрудничества между воспитателем и воспитанником, воспитателем и родителями, исходя из индивидуальных потребностей детей, и с поддержкой инициативы ребенка.
Как положительный момент можно отметить, что стандарт выставляет требования к условиям реализации программы дошкольным учреждением. Это означает, что определены конкретные психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия, которые должны быть созданы в каждом образовательном учреждении. Это позволит обеспечить полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а педагогическим работникам гарантируется достойная заработная плата (нельзя не отметить, что, как это часто бывает, повышение зарплат коснулось далеко не всех сотрудников детских садов, ведь помимо педагогических работников непосредственно работают с детьми и помощники воспитателей, и медицинские сестры).
ФГОС также предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые представлены в виде целевых ориентиров. Мы привыкли к тому, что конечный результат выражается в какой-либо оценке, однако дошкольники никакой аттестации или тестирования проходить не должны, и ориентиры представлены в виде возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС поддерживает идею сохранения самоценности детства как уникального периода жизни человека. Теперь законодательно закреплено, что этот период значим сам по себе, а не только как период подготовки к школе. Маленькие дети должны полноценно прожить это время, успеть наиграться, познавать окружающий мир образно, через общение со сверстниками, исследовательскую и творческую деятельность. ФГОС рекомендует отходить от урочной системы, сидения за партами и ориентирует не на обучение, а на развитие ребенка. Это вовсе не значит, что подготовкой к школе теперь в детсадах заниматься не будут, просто все обучение будет проводиться в игровой форме.
Реализация образовательного стандарта позволит обеспечить равные стартовые возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, социального статуса, психофизиологических и иных особенностей детей, в том числе и ограниченных возможностей здоровья за счет индивидуальных образовательных маршрутов. Будут создаваться отдельные группы, которые смогут посещать дети с ограниченными возможностями здоровья наряду со здоровыми сверстниками. Естественно, для работы таких групп потребуются особые условия и дополнительная подготовка педагогических работников.
И самая первая задача, которую ставит ФГОС перед дошкольными образовательными учреждениями, – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.