02.10.2021 г.
В этой статье мне хочется рассказать о нашем замечательном земляке, первом председателе (секретаре) уездного комитета комсомола Евгении Ивановиче Жидилове.
В этом году страна будет отмечать 80-летие начала битвы за Севастополь, к которой Евгений Иванович имел непосредственное отношение. Он как командир стрелковой бригады 250 дней и ночей отстаивал Севастополь.
Сразу оговорюсь, что в «Семёновском вестнике» уже были материалы о Е. И. Жидилове, автором их является научный сотрудник историко-художественного музея Л. З. Бритова. Пусть моя статья послужит продолжением рассказа об этом человеке.
День 29 октября 1918 года считается датой рождения комсомола – тогда из молодёжных организаций был создан единый коммунистический союз молодёжи с программой и уставом, структурным управлением. В Семёнове молодёжные организации коммунистического направления сформировали комсомол как единую молодёжную организацию только в 1919 году. И первым председателем уездного комитета (укома) был выбран Е. И. Жидилов, который проработал в этой должности до 1920 года, а затем перешёл на службу в части особого назначения (ЧОН). ЧОН были созданы при ВЧК и состояли из сознательной молодёжи. Чоновцы в том числе ловили дезертиров. Откуда же брались эти дезертиры?
В начале 1918 года белоказаки на юге и белочехи на Востоке развязали гражданскую войну. Была объявлена запись добровольцев в Красную Армию, но эта мера провалилась. В. И. Ленин потребовал от Реввоенсовета создать крупную Красную Армию: в 1919 году численностью в 3 миллиона, а 1920 году – уже 5 миллионов. И такая армия была создана. Поскольку крестьяне составляли 80-85% населения страны, то и костяк армии составляли крестьянские парни, которые, получив землю по известному ленинскому декрету, особого рвения служить не проявляли, а уходили в леса, становились дезертирами. Только в 1918 году их число достигало миллиона человек.
Вторым направлением работы ЧОН была борьба с озверелыми бандитами, которые сражались и с красными, и с белыми под лозунгом «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют!».
Кроме этих двух задач, чоновцы наводили порядок на железных дорогах, боролись с «мешочниками» (спекулянтами хлебом), охраняли стратегические объекты.
В эти же годы Евгений Иванович заканчивает нижегородские пехотные курсы, затем он – комиссар, секретарь уездного комитета партии, далее – командир 3-й Казанской стрелковой дивизии. Был на Южном фронте: Каховка, Перекоп, Севастополь – вот этапы его боевого пути. После войны он поступает на высшие командные курсы «Выстрел», и его назначают помощником командира береговой обороны, потом он становится начальником стрелкового отдела штаба Черноморского флота. В 1941 году он, уже полковник, заканчивает первый курс военной академии имени М. В. Фрунзе, но, как говорится в его воспоминаниях, академией для него стала война.
Решением командования полковник Жидилов в августе 41-го назначается командиром 7-й бригады морской пехоты. В бригаду входило пять стрелковых батальонов и средства усиления.
Осенью 41-го 11-я немецкая армия под командованием Манштейна прорвала позиции Красной Армии у Перекопа и устремилась в Крым. Правым флангом Манштейн наступал на Севастополь, а левый устремился на Керчь и Феодосию. Началась вторая история города – легендарная 250-дневная оборона Севастополя. Город был разбит на секторы обороны. Сухопутной обороной командовал генерал И. Е. Петров, Черноморским флотом – адмирал Ф. С. Октябрьский. Вместе с 25-й чапаевской дивизией седьмая бригада морской пехоты под командованием полковника Жидилова была одной из самых лучших воинских соединений в обороне города. Её как палочку-выручалочку бросали в самые горячие точки обороны. Бригада обороняла Мекензиевые горы, северную сторону города, Федюхины высоты. Бригада и командир неоднократно отличались благодарностями командования.
Город сатанинскими методами уничтожался артиллерийским огнём фашистов. Для уничтожения использовалась самая тяжёлая артиллерия Вермахта: 305-, 350- и 420-миллиметровые пушки, в придачу к ним у немцев находились ещё два сверхтяжёлых орудия «Толстая Берта» и пушка «Дора» (калибр 600 и 800 мм). Учебные заведения, госпитали, заводы, городские учреждения были переведены под землю в Севастопольские штольни. 8 мая 1942 года 11-я немецкая армия нанесла сокрушительное поражение войскам Крымского флота, который защищал Керченский полуостров.
В июне 42-го Манштейн все силы армии бросает на Севастополь. Всё снабжение города легло на флот. Захватив пригородные высоты, фашисты визуально могли наблюдать всю Севастопольскую бухту. Днём нашим кораблям заходить было невозможно, так как фашисты открывали шквальный огонь. Всё снабжение осаждённым осуществлялось только ночью. Июньская ночь длилась семь часов, и надо было всё успеть. Это обстоятельство сильно ослабляло снабжение города. Командование флота использовало для этих целей легендарный линкор «Ташкент». Этот корабль имел скорость 44 узла, мог выйти вечером из Новороссийска, прийти ночью в Севастополь, разгрузиться, забрать раненых и ночью уйти из города. Последний поход корабль совершил 26 июня – корабль привёз защитникам стрелковую бригаду. Забрав раненых и знаменитую Севастопольскую панораму, корабль ушёл в Новороссийск.
Последние десять дней снабжение города легло только на подводные лодки. Эти походы осуществлялись в тяжелейших условиях. 22 июня подводная лодка М-32 («малютка») привезла дефицитный авиационный бензин. Во время выгрузки в отсеках лодки произошёл взрыв бензиновых паров, и лодка потеряла ход. Начинался рассвет, и командир принимает решение лечь на грунт. От бензиновых паров и угарного газа члены экипажа потеряли сознание и только один человек – главный старшина, сибиряк Пустовойтенко ещё кое-как держался. Неимоверным усилием поздно вечером он поднял лодку, открыл люки, включил искусственную вентиляцию в отсеках, и команда начала приходить в сознание. Забрав раненых, лодка той же ночью ушла в Новороссийск. Этот эпизод послужил писателю Л. Соболеву сюжетом рассказа «Держись, старшина».
С 1 по 4 июля на пять советский подводных лодок фашисты сбросили четыре тысячи глубинных бомб. В последние дни обороны советские подводники совершили в осаждённый город 78 боевых походов, доставляя в город дефицитные боеприпасы и увозя из города раненых. 4 июля решением Генеральной Ставки город был оставлен. Судьба защитников трагична. В штольнях находились десятки тысяч раненых бойцов, которых невозможно было вывезти на большую землю. Часть защитников сражалась и погибла на Херсонском мысе, кто-то ушёл в Крымские горы, а самые отчаянные краснофлотцы вплавь уходили в море, где их подбирали катера и подводные лодки. С захватом Крыма ситуация резко изменилась в пользу Германии. Началась битва за Сталинград и оборону Кавказа.
8 апреля 1944 года войска 4-го Украинского флота и части отдельной Приморской армии приступили к освобождению Крыма. 12 мая 44-го Крымский полуостров полностью освобождён, а Севастополь был взят за три дня (7-9 мая). На всё освобождение Крыма было затрачено 35 дней.
Евгений Иванович благополучно закончил войну в звании генерал-лейтенанта. Последняя его должность перед уходом в отставку – начальник тыла военно-морского флота СССР.
Владимир ЗАПЕВАЛОВ