31.10.2019 г.
«Мы все учились понемногу»… Наверняка у каждого могут возникнуть хоть какие-то ассоциации при упоминании произведений школьной программы.
Вспомните: Чехов. «Вишнёвый сад». Герои, люди разных поколений, не слышат друг друга, не понимают. И вишнёвый сад гибнет под ударами топора. Гибнет, потому что «распалась связь времён». А мы, насадившие новые вишнёвые сады, убережём ли их? Слышим ли мы друг друга: власть и оппозиция, столица и провинция, отцы и дети? Хватит ли нам мудрости, чтобы двигаться навстречу, а не в противоположные стороны? Сработает ли природный инстинкт самосохранения?
Когда Любовь Зотеевна Бритова пригласила нас с учениками в Историко-художественный музей на выставку, посвящённую Почётным гражданам нашего города, а также на встречу с Татьяной Викторовной Сазановой, я сказала «да» сразу. Сомнения возникли двумя минутами позже: самые старшие дети, у которых я веду русский язык и литературу, – восьмиклассники, а потом – конец четверти, а ещё – как они будут слушать… Правда, сказанное «да» имело оснований тоже достаточно: учить русскому языку – это не только знакомить с правилами и анализировать тексты, учить русскому языку – это открывать глаза на мир вокруг, стимулировать возникновение вопросов и желание искать ответы, это, в конце концов, тренировать общаться с людьми другого круга, иных интересов, разных убеждений.
Работа с детьми, нет, жизнь с детьми, – это особый мир. И особые чувства: от отчаяния до восторга, от безысходности до торжества. Они нередко заставляют плакать, но они же – источник радости. Конечно, не берусь утверждать, что всё, рассказанное Л. З. Бритовой о наших замечательных земляках, каждый восьмиклассник воспринял так, как бы нам, взрослым, хотелось. Но факты были отобраны так тщательно, примеры настолько убедительны, что не будет ложью сказать: дети слушали, затаив дыхание. И сама экскурсовод своей эрудицией, искренностью и, что не часто встретишь, уважением к юным слушателям покорила с первой минуты. Нет, не только к юным. Ведь на встречу с ребятами пришла одна из героинь выставки – Татьяна Викторовна Сазанова. Человек другого поколения, даже, можно сказать, другой эпохи. И снова зазвучали истории из жизни нашего города, имена наших земляков. Теперь уже из уст человека, который, как выражаются журналисты, сам эту историю вершил.
Тут я вынуждена признаться, что мы, учителя, иногда переживаем за успех подобных встреч по двум причинам: дети не окажут должного внимания, а взрослые дадут понять, что теперь молодёжь «не та». В этот раз и мелькнуть этому переживанию было негде. Татьяна Викторовна ко всем её заслугам и рассказчик замечательный. А уж сколько добрых слов и пожеланий в свой адрес услышали представители молодого поколения от по-прежнему энергичного комсомольского вожака! И ни слова упрёка новому времени, и ни разу «а вот мы в ваши годы…»
Да, у советской молодёжи были свои идеалы, иные принципы. Но когда Татьяна Викторовна поинтересовалась, с кого теперь юные берут пример, паузы тоже не возникло. Данила: «С родителей». Согласитесь, обнадёживающий ответ.
Думаю, мы все, и дети, и взрослые, выходили из музея несколько окрылёнными. Верой в человека, любовью к своей малой родине, надеждой на то, что связь времён возможна. Пусть будут здоровы люди, которые учат других летать, а не ползать. Пусть они будут!
Ирина КУЛЬПИНА, учитель школы №4