Людмила КОРОЛЁВА
12.10.2017 г.
Ежегодно, начиная с 2011 года, накануне Дня пожилого человека в Нижегородской области проводится конкурс фотографии «Мир глазами ветеранов». В этом году от Семёновского округа в нём участвовали три человека, и одному из конкурсантов, Михаилу Павловичу ВИХАРЕВУ, удалось занять второе призовое место.
На прошлой неделе, 3 октября, в Нижегородском областном доме ветеранов прошло награждение победителей. Заместитель министра социальной политики Нижегородской области Нина Расцветова поздравила призёров, вручила дипломы, цветы и подарки.
Всего в фотоконкурсе в 2017 году приняли участие 206 человек и 500 работ из 53 городов и районов области. Квалифицированное жюри определило 30 победителей в 10 заявленных номинациях конкурса.
Михаил Павлович Вихарев был отмечен в номинации «Мои увлечения». На конкурс он представил автопортрет, фотографию на фоне цветущего сада и любимое увлечение – пчеловодство. Жюри оценило колоритность семёновского конкурсанта вкупе с таким полезным его хобби. В Нижнем Новгороде после награждения многие фотографы тоже поспешили запечатлеть себя рядом с пчеловодом из глубинки.
Кто знает Вихарева, не даст соврать: этот человек – большой оригинал. Палец ему в рот не клади: правду-матку режет всегда и везде, невзирая на лица и должности. Большой любитель старины и непримиримый обличитель всех существующих недостатков. Особенно не терпит, когда обижают слабых и беззащитных, детей, стариков и инвалидов.
Этого человека легко узнать в любой толпе по густой бороде, по-гусарски закрученным усам, румянцу в обе щёки и хитроватым смеющимся глазам. И ещё верный признак – на нём обязательно будет надета какая-нибудь шляпа либо фуражка, коих у Вихарева целая коллекция: милицейская, ФСБ-шная, инкассаторская, повседневные и парадные, шляпы разных фасонов… За свою трудовую биографию Михаил Павлович сменил несколько профессий: начинал рабочим в «Хохломской росписи», ремонтировал дороги в ДРСП, в последние годы был начальником Семёновского участка инкассации.
Сейчас он зачем-то называет себя стариком. Михаил Павлович хотя и на пенсии, но на старика никак не тянет – высокий и крепкий, косая сажень в плечах, и каждый день – на велосипеде, наматывает километров по двадцать, постепенно объезжая все свои ульи. Организм у пасечника на медах «настоянный», к тому же и в пище Михаил Павлович разборчив: всякую «отраву» вроде колбасы, непонятно из чего сделанную, есть не будет.
- Тебе скажи, чем я питаюсь, так ведь и не поверишь, – вдруг выдаёт пчеловод. – Как появляется молодая травка, перехожу на зелень: одуванчики, редиска, лук, укроп, петрушка – вкуснотища! А сейчас вот все овощи свои, с огорода: огурчики, помидорчики, картошка… В Нижнем я давно не бывал, да и не бывать бы… Зашли тут в столовую нынешнюю, на «м» как-то там начинается… (имеется в виду «Макдональдс» – авт.). Полно молодёжи, и все эту химию жуют – удивляюсь, как не травятся только? Нет, сейчас всё не то, что раньше было! Даже мясо, и то с химией. Где это видано, чтобы цыплёнок за месяц на три килограмма вырастал! А возьми соки, что в магазинах продают: красные, зелёные – да это же краска, а не сок. Я когда на праздник города своими напитками торгую – вот за них я отвечаю на сто процентов, там только натуральное сырьё: мёд, перга, калина да перец. Правда, быстро всё и разобрали.
Пчеловодством у М. П. Вихарева увлекались и мать, и отец, и родная сестра. А в нём самом тяга к этим трудолюбивым насекомым проснулась не сразу, а спустя лишь сорок лет.
- Начинал я с того, что поймал один роишко за Жужелкой, – рассказывает он. – И сейчас там у меня в лесу несколько ульев стоят, остальные в Елховке. Честно говоря, замучился уж каждый день-то к ним кататься – то в один край, то в другой, и везде дела никак не переделаю.
Мёд в этом году снимали во второй половине августа. Ничего, накачали, хотя даже не ожидали из-за плохой погоды в июне. Травы позднее начали цвести, и всё сдвинулось месяца на полтора.
Стояли бы ульи в своём огороде – другое дело, всё под руками. Но у нас ведь народ избалованный стал: летом в огород выходят загорать в купальниках, и всё-то им мешает: навоз привезёшь – пахнет, собака залает – «достала», а пчёлы и подавно – ещё укусят.
Ну, и меня иногда как пяток пчёлок «вдарит» – и ничего, хожу словно 100 граммов выпил. Да за пчелиными укусами к докторам идут, ещё и денежки платят! А кто пчёл ругает, тот и сам болеет – это уж замечено. Пока пчела жива – и жизнь на Земле не прекратится.
Пчеловодов у нас в районе много, да каждый сам по себе, учимся на своих ошибках. Правда, есть у меня знакомый специалист, к которому я могу обратиться, если возникают вопросы: это Антонина Петровна Разова, бывший главный зоотехник по пчеловодству в Нижегородской области. Ну, и сам не отказываю, если кто начинающий спрашивает совета – что знаю, расскажу.
Фото предоставлены управлением соцзащиты населения