Юрий ХРАМОВ
24.08.2017 г.
«В связи с дождливым летом пчеловоды ожидают урожай мёда ощутимо ниже, чем в прошлом году... Сложные погодные условия отрицательно скажутся на объёмах производства мёда…».
Заметки с такими предположениями можно было встретить даже в начале июля. Однако, несмотря на холодное начало лета, частые дожди и неблагоприятные прогнозы разных специалистов, мёда у некоторых наших пчеловодов будет ничуть не меньше, чем в прошлом году. В этом уверен и пасечник с тридцатилетним стажем, житель нашего города Альберт Иванович Смирнов, у которого мы побывали в гостях. Сейчас он большую часть своего времени проводит в одной из отдалённых деревень округа.
-Янедавно прочитал в газете, что в этом году в среднем по России погибло 70 процентов пчёл, – рассказывает пчеловод. – Может быть, это и так, но лично я каких-либо проблем не ощутил. Да, действительно, июнь был дождливым, корма пчёлам не хватало, но в начале августа ситуация изменилась. Пчёлы окрепли, стали активно брать взяток. Здесь, у нас в деревне, все поля заросли, но ведь есть клевер, кипрей, другие растения. Если честно, я едва успеваю качать мёд – молодцы пчёлки, хорошо работают. Сейчас у меня 24 улья, держу пчёл среднерусской породы. Трудяги, но очень злые.
Любовь к этим трудягам-насекомым Альберт Иванович унаследовал от родственников. Дед его жены Павел Васильевич Чижов держал большую пасеку. Мёда получал столько, что ездил продавать его в соседний Воскресенский район. Позже, когда Альберт Иванович в 1984 году переехал из Казахстана на родину, они с братом купили у известного в те времена председателя районного общества пчеловодов Фёдора Груздева сразу семь ульев. А потом их количество ещё увеличилось. О пчёлах наш собеседник может говорить часами. Искренне считает, что пасекой нужно заниматься серьёзно. В противном случае лучше за это дело не браться.
- Труд пасечника нелёгкий, одного желания здесь мало, требуется большое терпение, аккуратность – продолжает разговор Альберт Иванович. – Тем более, что в жизни всякое может произойти. Однажды у меня, например, всю пасеку потравили. Так обидно стало, что готов был всё бросить, но вовремя одумался. Взял тогда подмор (мёртвых пчёл – авт.) и отвёз на проверку в ветбаклабараторию. Там специалист сделала анализ и определила, что в пчёлах содержатся фосфорорганические отравляющие вещества наподобие дихлофоса. Ну, я, конечно, понял, в чём тут дело.
Тогда у меня остался невредимым один улей, и вот, благодаря терпению, настойчивости, через три года я восстановил пасеку. Так что в любых ситуациях, какие бы они трудными ни были, не нужно опускать руки.
Дел хватает круглый год. Зимой готовлю рамки к весне, топлю воск, покупаю вощину, а осенью готовлюсь к зимним холодам. Так вот и проходит время. А куда спешить в мои 83 года? Всё ещё впереди.
Также здесь у меня есть две теплицы, в которых я помидоры выращиваю, чеснок сажаю – он мне нужен для приготовления бальзама на основе прополиса. Кстати, из прополиса можно сделать столько лекарств, что успешно вылечишь многие болезни. Приезжаю сюда в мае, а в октябре отбываю в город. У меня есть свой автомобиль, на нём езжу по делам, за продуктами в Семёнов. Так что жизнь продолжается.
Фото Александра ЮРЬЕВА