Юрий ХРАМОВ
17.01.2017 г.
Наши деревни сейчас переживают не лучшие времена. Каждый раз, отправляясь в командировку на село, планирую не писать о развалившихся фермах, покосившихся домах, заколоченных в них окнах… Но всегда возвращаюсь с грустным настроением – трудно после всего увиденного и после разговоров с местными жителями настроиться на позитивную волну. Тем более когда сам помнишь, что вот на этом месте раньше была школа, там – клуб, рядом – медпункт. Режут душу слова «был», «была»…
Деревня Якимиха расположена в двух километрах от автомобильной трассы Семёнов – Ильино-Заборское. Казалось бы, что за расстояние? Конечно, для молодых людей пройти по дорожке одно удовольствие, а каково пенсионерам?
Когда-то Якимиха по праву считалась большой деревней, немало было многодетных семей. Сейчас же здесь зимой люди живут в шести домах. Среди них – супруги Александр Константинович и Кристина Емельяновна Смирновы – коренные жители деревни.
- Я всю жизнь работала на железной дороге, – рассказывает хозяйка дома. – Пути ремонтировала. В нашей деревне раньше ферма была, а сейчас – тишина… Пенсию нам с мужем привозят домой, а продуктами снабжают дети да внуки. Правда, здесь сроду магазина не было и автолавка сюда не приезжает. Так ведь ради кого ехать-то – нас тут раз-два и обчёлся. У нас из самых молодых, которым пятьдесят или около этого, – всего два человека, остальные пенсионеры. Дрова покупаем, воду берём из своей скважины.
- Мы с женой в советские времена всегда скотину на дворе держали, – поддерживает разговор супруг. – Была корова, поросята, овцы. Так ведь за счёт этого и жили. В колхозе за палочки работали, а на железной дороге тоже невелика зарплата была. Я сам много лет трудился в Залесном леспромхозе. А как колхозы развалились, мы постепенно тоже стали продавать скотинку. Здоровье уже стало подводить. Зимой дорогу к деревне чистят регулярно, тут замечаний никаких нет. А вот летом на легковой машине проехать к нам проблематично. Поэтому нужно бы небольшой участок от Кириллова в нашу сторону защебенить. Надеемся на помощь местной власти. Раньше был в Кондратьеве медпункт, но его закрыли. Так что теперь если со здоровьем проблемы, вся надежда только на «скорую помощь». Надо отдать должное, к нам она всегда приезжает.
Юрий Афанасьевич Дубовицкий живёт в Якимихе больше 20 лет. Переехали они сюда с супругой из Нижнего Новгорода, сам он многие годы трудился на заводе «Двигатель революции». На днях у него умерла жена, поэтому мы не стали его докучать разными разговорами, лишь выразили соболезнование.
Далее наш путь лежал к самому старшему жителю деревни Ивану Яковлевичу Груздеву, который в этом году отметит своё 90-летие.
- Я давно уже один, – рассказывает он. – Жену похоронил двадцать с лишним лет назад; дети зовут к себе, но я всё отказываюсь. Мне одному больше нравится – никому не надоедаешь, ни от кого не зависишь. Дети, конечно, мне продукты привозят, по дому помогают. В этой деревне я родился, здесь жили мои родители, братья, сёстры, так что и помирать здесь буду.
Мне пришлось с 1940 года на железной дороге работать. Военкомат бронь дал, поэтому повоевать не довелось. У нас была бригада из десяти человек, меня назначили бригадиром, вот мы и ремонтировали железнодорожные пути. Живу я в деревенском доме, построенном на две семьи, – в военное время его почему-то назвали казармой.
Морозы перенёс нормально: печку натопил, камин ещё включил, так что тепло было. Здоровье пока не подводит, но уж если голова заболит – таблетку обязательно приму.
Жизнь у нас трудная была, она нас всему научила. Вот видишь этот комод на кухне – я его сам изготовил. А ещё печки из железа мастерил, вёдра. Раньше, помню, работали специальные бригады, которые в деревнях печки могли сложить, отремонтировать, даже трубы печные чистили. А сейчас и печника не сыщешь.
Кстати сказать, деревня Якимиха известна тем, что в ней родился Ион Карпович Груздев, которому Указом Президиума Верховного Совета СССР посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Гвардии младший сержант Груздев в сентябре 1943 года при форсировании реки Днепр совершил подвиг. Старожилы помнят своего героического земляка.
- С Ионом мы пацанами вместе гуляли, – вспоминает Иван Яковлевич. – Он 1923 года рождения, а я 27-го. Ион мне ещё дальним родственником приходится, и фамилия у нас одна. Конечно, слышали раньше все в деревне, что он подвиг в войну совершил. У памятника погибшим воинам есть стенд, на котором про него написано. Мы-то всё помним, главное, чтобы молодёжь не забывала про ужасы той войны и про тех, кто нашу страну защищал.
Фото Александра ЮРЬЕВА