[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений public/2013/10/17/20131017-bydreevskaja.JPG как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Ирина КОЛОБОВА
17.10.2013 г.
Судя по откликам читателей, наша постоянная рубрика «Личность», в которой мы публикуем интервью с людьми, знаменитыми и уважаемыми во всей стране, вызывает живой интерес, наводит на размышления и заставляет задуматься. А еще эти материалы позволяет каждому читателю представить себя в роли респондента и ответить на вопросы журналистов по-своему, с собственной точки зрения.
Мы с удовольствием предоставляем такую возможность всем желающим. Хотите поделиться своими мыслями относительно нашей жизни, принять участие в обсуждении тем? Звоните в редакцию и без всякого стеснения заявляйте о себе! Мы с удовольствием встретимся с вами, и героем рубрики «Личность» в следующий раз сможете стать именно вы.
Первой откликнулась на наше предложение поговорить «за жизнь» преподаватель городской школы №1 И. И. БЫДРЕЕВСКАЯ.
{gallery width=272 height=408 alignment=right}public/2013/10/17/20131017-bydreevskaja.JPG{/gallery}«Духовной жаждою томим…»
- Ирина Ивановна, я знаю, что вы давний и постоянный читатель нашей газеты. Думаю, не ошибусь, если предположу, что вы не пропускаете рубрику «Личность»?
- Ни в коем случае не пропускаю! Более того, считаю, что эта рубрика очень полезна и интересна. Радует, что вы выбираете совершенно незаезженные темы, иногда очень острые и всегда спорные. Все эти темы очень близки именно нам, людям, живущим в провинции.
- Значит, интервью с Леонидом Ереминым «Москве пора в Сибирь?» («СВ» за 26 сентября) тоже не оставило вас равнодушной?
- Очень понравилось. Я почти во всем согласна с Леонидом, поскольку не понаслышке знаю музейную работу. Да, действительно, музеи никогда не приносили доходов в казну. Доходы от настоящих музеев не материальны, но они вносят гораздо более весомый вклад в богатство нации, нежели модные галереи или выставочные залы, они обогащают и совершенствуют моральный облик человека. А духовно богатая личность очень ценна для общества, даже если не может похвастаться богатым карманом.
- Значит ли это, что вы воспитываете своих учеников по принципу «Художник должен быть голодным»?
- Да. Только я имею в виду все тот же духовный голод, как у Пушкина, духовную жажду, когда сколько бы человек ни получал полезной информации, сколько бы он ни познавал мир, ему все равно было бы мало. Я эту жажду испытываю постоянно. Мечтаю на пенсию уйти и перечитать всю классику с учетом переоценки ценностей. Вы замечали, что если одну и ту же книгу читать с возрастным интервалом лет так в двадцать, то она каждый раз будет открываться и восприниматься по-разному, как будто совершенно другое произведение? А что касается голода физического, то я категорически против него. Вот, кстати, прекрасная затея перевести нашу школу на одну учебную смену обернулась и для учеников, и для преподавателей не очень хорошей стороной в плане обедов. Раньше работники пищеблока находились в школе как минимум до трех часов дня, а сейчас их рабочий день строго регламентирован с 9.40 до 12.30. Иногда совершенно не удается пообедать. Поваров тоже можно понять – при тех мизерных зарплатах, которые они получают просто совестно требовать от них переработки. Вот так и приходится утолять физический голод духовной пищей.
- А согласны ли ваши ученики на такую подмену?
- Они-то, может, и согласны, они иногда и забывают про обед, только я стараюсь не допускать такой подмены и постоянно напоминаю им о времени обеденного перерыва. А духовную пищу они поглощают с удовольствием и в огромных количествах. Для меня, как для учителя истории, огромная радость, что наша школа перешла на профильное обучение, конкретно – гуманитарное. А это значит, что я имею прекрасную возможность преподавать свой предмет не один час в неделю, а целых четыре! Это для меня настоящий праздник! Вот что, скажите, пожалуйста, можно объяснить школьнику за один час? Если он даже что-то и понял, то за неделю обязательно забудет.
Выращивать или воспитывать?
- Ирина Ивановна, вы увлекаетесь краеведением, а край наш очень богат своей историей, своими героями. Понимают ли это ваши ученики? Как они относятся к тому, что им было суждено родиться не в огромном мегаполисе, а в такой глубинке? Не испытывают ли они чувства стыда за свою малую родину?
- Это очень сложный вопрос. За всех учеников я сказать не могу. И даже не имею морального права, поскольку я не только педагог, но и просто мать. И хотя я воспитывала своих детей точно так же, как и учеников, – так сказать, в духе патриотизма – педагогика мне в этом вопросе мало помогла. Я сейчас испытываю стойкое чувство тревоги за то, что мои дети выращивают своих детей – моих внуков – для того, чтобы увезти их за границу. И я ничего не могу сделать – никакие мои рассуждения типа «где родился, там и сгодился» на них уже не действуют.
- Вы не оговорились, когда сказали «выращивают детей»? Про своих учеников вы говорите «воспитываю».
- Нет, я не оговорилась. Именно выращивают, как диковинное растение, которое планируют пересадить из родной земли в пусть и более благодатную, но совершенно чужеродную почву. Они чуть ли не с младенчества обучают их иностранному языку, в ходу у них только заморские детские книжки…
- Я вижу, что это очень больной для вас вопрос. И все-таки, как вы думаете, может быть, зря когда-то подняли железный занавес? Может быть, так и надо было жить по принципу «не видим – не бредим»?
- Уверена, что не зря. Разве раньше не бежали за границу? Только это было преступлением. А наказание они получали самое жестокое – отлучение от Родины. Так уж пусть лучше без всяких нарушений закона съездят, посмотрят, разберутся, что к чему. Если жизнь за границей – их судьба, значит, так тому и быть. Возвращаясь к вопросу, не стыдно ли моим ученикам за свою Родину, отвечу, что не стыдно. Копаясь в музейных архивах, узнавая все новые и новые подробности жизни своих предков, они начинают гордиться своими корнями. Участвуя в различных олимпиадах, наши дети очень часто занимают призовые места. А я ловлю себя на мысли, что наши ученики нисколько не отличаются от столичных. А если честно, то наши даже лучше – интеллигентнее, что ли. Поэтому я полностью согласна с Леонидом Ереминым, пускать москвичей к нам в глубинку на постоянное место жительства ни в коем случае нельзя. Испортят они наш драгоценный генофонд.
Белые носочки и никакого домашнего задания
- А вы ведь тоже были за границей. Не возникала мысль, что хорошо бы остаться там?
- Да, я была в Германии, тогда еще ФРГ, и тогда я была совсем молода. Честно признаюсь, мне там понравилось все. Сначала, конечно, бытовая сторона жизни. Мы там посещали различные интернаты, где дети учатся и живут. Там приходилось снимать обувь. Так вот, я все время ждала, когда же испачкаются мои белые носочки? Так и не испачкались. А если серьезно, то больше всего меня поразил тот факт, что дома у преподавателей (нас приглашали в гости) совершенно нет никаких учебных пособий. Я тогда задала этот вопрос, а мне ответили, что это совершенно ни к чему, более того, и ученики тоже не носят домой тетради и учебники. Вся учебная программа проходит в школах. Никаких домашних заданий детям не задают. Ох, как я тогда им позавидовала! Но чтобы остаться там – нет! Наоборот, мне скорее хотелось домой вернуться, чтобы применить заграничные новшества в своей работе. Но… скоро сказка сказывается. Это было в 85-м году, а идея отмены домашних заданий дошла до нас только сейчас. Почему? Вопрос равносилен сакраментальному вопросу «Что делать?» То есть, ответа он не имеет.
- Значит, сейчас наших учеников можно обрадовать отменой домашних заданий?
- Опять могу напомнить про сказку, которая скоро сказывается. Ни сегодняшние старшеклассники, ни завтрашние этого не дождутся. Вот те, кто сегодня учится в начальной школе, может быть, смогут порадоваться.
«Нобелевка» Пастернака
- Ирина Ивановна, а интервью с Юрием Соломиным «Горе есть – с умом плохо» вы читали? Действительно с умом-то у нас тяжеловато?
- Я, конечно, читала, но во многом не согласна с любимым актером. Что касается аттестации – это да, стопроцентная правда. Я, например, до сих пор не понимаю, как можно оценить профессиональные качества учителя, заставляя его собирать огромное количество типично бухгалтерских и кадровых документов. Например, если ты хочешь перечислить в своей программе, сколько раз ты водила детей в музей, на экскурсии, и т.д., то должна предоставить кучу подтверждающих документов, как то: приказ за подписью директора о сроках экскурсии, приказ о количестве детей-участников экскурсии, приказ по технике безопасности во время экскурсии… И все это, заметьте, не за один год, а лет за пять. Такое впечатление, что многоуважаемые чиновники от образования соревнуются в количестве препон, построенных на пути бедных учителей, желающих пройти аттестацию. Я считаю, что для подтверждения профессиональных качеств учителя нужно просто заставить их сдать элементарный ЕГЭ, которым тестируют наших учеников. Вот тогда сразу станет ясно, кто на что способен. А то иногда там такие вопросы бывают, что хочется самим чиновникам их задать. Например, вы знаете, в каком году Пастернаку присудили Нобелевскую премию? Вот и я не помню, и мне от этого не плохо и совершенно не стыдно. А выпускник спокойненько может «срезаться» на таком вопросе. И еще хочу сказать, что мне даже собственная гордость не позволяет в очередной раз пройти череду аттестационных унижений, все-таки я – учитель с тридцатипятилетним стажем, неоднократный победитель областных конкурсов на лучшую методическую разработку. Короче говоря, я отказалась подтверждать свою профпригодность на высшую категорию. Потеряла, конечно, солидную доплату – четыре тысячи рублей. Но зато высвободила время для занятий любимым делом с любимыми учениками.
- Может быть, у вас очень высокая зарплата, раз так разбрасываетесь подобными доплатами?
- Учитель никогда не был и не будет богат – это аксиома. А если в семье два учителя, как в нашей, то тут и говорить не приходится. Посмотрите на мои руки. Они похожи на руки богатой женщины? У нас возле дома большой огород, дача на Керженце. И везде нужно прикладывать вот эти самые руки. Есть у нас такая национальная забава – картошку сажать. Ну не хотим мы покупной! Да и детки наши, перспективные иностранцы, хотя и увлекаются заморской культурой, а экологически чистую русскую картошечку тоже очень уважают. Помню еще из моей заграничной поездки, как я позавидовала немецким пенсионерам. Какие они там ухоженные, довольные жизнью. Ходят по бульварам, каштаны срывают... Нет, мы точно до такого не доживем, уж очень медленно развивается наша страна.
Пушкин или Грибоедов?
- А в чем же вы не согласны с Юрием Соломиным?
- Мне не очень понравились его рассуждения о школьной форме. Скорее всего, он судит о цене формы с точки зрения москвича – может быть там, в элитных школах она, в самом деле, очень высокая. Я считаю, что у нас родители вполне способны приобрести форму для своих чад. Да мы и не требуем от учеников военной дисциплины, и вполне можно заменить форменный костюм чем-то похожим.
- А относительно ума, о недостатке которого сокрушается Юрий Соломин, что вы можете сказать?
- Хочу сказать, что во все времена ученики были разные. Кто хотел учиться, тот учился. Сам, не из-под палки. Я не берусь судить о масштабах отупения нации, а про себя могу сказать, что стараюсь дать ученикам все и даже больше. Кому надо, тот берет. Преподавать историю в наше время, сами понимаете, дело нелегкое. Но я стараюсь объяснять ребятам суть происходившего на конкретных жизненных примерах и добиваюсь, чтобы они имели на все свою собственную точку зрения. Читают мало, я согласна, но разве во времена нашей молодости или молодости уважаемого Юрия Мефодиевича не было таких, кто путал Пушкина с Грибоедовым, поскольку оба – «А. С.»? Я уверена, что все зависит от уровня преподавания и от желания школьника учиться. Вот здесь опять хочется поставить плюс профильной системе обучения. Если человек уже способен выбрать для себя будущую специальность, то он будет уделять гораздо больше времени профильным предметам. А нам, педагогам, нужно просто вовремя подсказать молодому человеку правильное направление. А то иногда прирожденный физик думает, что он лирик, и наоборот. Сочетание этих навыков – большая редкость, а большая редкость – это талант. Так вот в идеале работа педагога заключается не только в том, чтобы научить, а главное – найти и раскрыть этот талант.
Фото Александра ЮРЬЕВА