Юлия МЕРКУШОВА
13.02.2016 г.
15 февраля 1989-го последние части советских войск покинули республику Афганистан... В понедельник отмечается 27-я годовщина этого события. Мы в очередной раз почтим память солдат и офицеров, не вернувшихся с кровавой войны, которая унесла жизни свыше пятнадцати тысяч советских парней.
День как год
Константин Лукоянович Кудряшов (на фото слева) одним из первых советских солдат ступил на землю Афганистана – тогда ему было девятнадцать лет.
- Призывался я вместе с Сергеем Лукояновым и Станиславом Копыловым осенью 1978 года. Вначале, как положено, мы прибыли на областной призывной пункт в город Дзержинск, – рассказывает Константин Лукоянович. – Всего из Семёновского района нас было пять человек, нас выделили в отдельную команду и сказали, что будем служить в ВДВ. Троих направили в 103-ю Витебскую воздушно-десантную дивизию, а двое уехали в Псков. В дивизии нас раскидали по разным ротам, и пошла наша служба по распорядку «подъём» – «отбой». Мы, земляки, друг с другом почти и не виделись. Однажды в середине декабря нашу дивизию утром подняли по тревоге, в полной боевой готовности направили на аэродром. Куда и зачем нас подняли, мы не знали, но от роты к роте ползли слухи, что летим в Афганистан. Командиры ничего не говорили, лишь посоветовали сообщить домой о том, что мы находимся на учениях.
О том, что в Афганистане придётся встретиться лицом к лицу со смертью, мы даже и не задумывались, да и не знали. И вот 28 декабря 1979 года мы летим на Ан-12 в Афган – командиры только в самолёте сказали, что наша задача теперь – выполнять интернациональный долг, чтобы защитить южные рубежи нашей родины. Приземлились на аэродроме в Баграме, десантировались в спешном порядке. Самолёты даже не глушили моторы – как только последний солдат покидал борт, он снова поднимался в воздух и уходил в Союз.
- В первую же ночь Афган нас встретил смертельным фейерверком. Командиры говорили: «Не высовывайтесь, там снайперы!», но порой любопытство брало вверх над здравым смыслом, – продолжает рассказ Константин Лукоянович. – Кстати, очень много пацанов погибало из-за такой вот нелепой случайности, глупости, юношеского любопытства. Затем целый год я провел в Кабуле в батальоне связи.
Местное население, даже дети, дружелюбием не отличалось. Днём эти люди с радостью бегали вокруг нас и кричали: «Шурави» (советский – авт.), «Бакшиш» (подарок), а ночью брали в руки оружие и стреляли в нас.
- Помнится, тянули мы кабель, а афганская детвора за нами плелась. Щебечут чего-то на своём, а мы на них и внимания не обращаем. А они, маленькие чертята, вытаскивают уже проложенный кабель, кладут меж камней и перебивают...
Недосчитались своих
Станислава Борисовича Копылова (на фото посередине) после года срочной службы в рядах 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии также отправили в Афганистан.
- Нас тоже подняли нас по тревоге, две недели мы жили на территории аэродрома, затем семнадцать часов летели и оказались в Кабуле. И – походным маршем на базу, – вспоминает Станислав Борисович. – На войне что главное? Плечо товарища – опора и надежда! Что уж говорить, в Афган везли даже тех, кто и прыжка с парашютом ни разу не делал. Первое время очень тяжело было: Кабул располагается на высоте 1200 метров над уровнем моря – дышать и без того трудно плюс жара невыносимая. Спать ложились, намочив простыни, – уснуть не успевали, как они высыхали… Потом, правда, освоились, «раздышались». Зашли в Кабул 28 декабря, а в новогоднюю ночь заступил на пост с пареньком из Волгограда. Стоим, беседуем, говорим о девушках… Вдруг – свист, совсем рядом, кажется, возле уха что-то пролетело, один раз, второй… Да это ж по нам стреляют! Вот какими юнцами были, даже не поняли вначале, что нас убивают.
Больше года Станислав Борисович находился в Афганистане, участвовал во многих операциях. Приходилось с вертолётов в полной темноте десантироваться в горах, спасать товарищей, при этом стараясь самому остаться в живых.
- Выполняли мы операцию в Кунарской провинции на границе с Пакистаном, – продолжает вспоминать Станислав Борисович. – Мы – с вертушек, а пацаны на танках по серпантину. Пальба началась страшная – два часа длилась перестрелка. А после из всего батальона двадцать восемь человек недосчитались. Помню, на ту операцию парнишка напросился – парашютист от бога. Как его брать не хотели – уговорил! В цинковом гробу матери отправили.
Благодарность одна – пуля да мина
Большинство из тех, кто побывал на войне, либо ранен, либо контужен, либо... убит. Вот и нашему герою пришлось пережить многое.
- В одном из боев я получил неглубокое ранение в ногу. Но дело-то даже не в ранении, а в том, что я не почувствовал боль, – признается Станислав Борисович. – Лежу за камнями с оружием и думаю: да что на ноге-то такое мокрое? Гляжу, а камни кровью залиты… И ещё контузию я на войне заработал. Знаете, принято у нас было на базах – каждый, кто из советских солдат заходит, камень на камень кладёт. Гора приличная уже образовалась, а тут – опять стреляют. Мы с пацанами – за эти камни… долго потом нас откапывали! Вообще, люди Афганистана неблагодарные, всё спасибо от них – пуля да мина. Сколько парней хороших потеряли!
Наш герой был удостоен медали «За отвагу», которой он очень дорожит.
- На границе с Пакистаном налетели на нас наёмники (замечу, что это взрослые мужики, киллеры-профессионалы, которые большую часть своей жизни только и делают, что убивают). И мы – пацанята… Но нас просто так не возьмёшь! Устояли… не все живы остались, но смогли одолеть врага!
К чему была эта война? Спросите любого, кто был в Афгане, и наверняка услышите абсолютно разные версии. Но для нас всех это осталось неизгладимым шрамом на сердце. Знаете, раньше я очень хотел забыть войну, просто вычеркнуть из памяти… А вот с годами наоборот всё чаще думаю, вспоминаю и как-то по-юношески страдаю за тех, кто остался там навсегда!
Станиславу Борисовичу и самому сейчас нелегко, он – инвалид по зрению.
- Вы знаете, только наше афгано-чеченское братство мне помогло, – признаётся он. – Когда ребята узнали, что я нуждаюсь в операции, собрали деньги. Огромное им спасибо, низкий поклон! Хотя впереди ещё одна сложная операция. К сожалению, с Сергеем Викторовичем Лукояновым нам не удалось встретиться, но друзья-товарищи отзываются о нём как о человеке очень мужественном, смелом, отзывчивом и добром. А на фото справа – Николай Александрович Хренов, несколько лет назад мы рассказывали его историю войны, которую забыть невозможно. Он также, как и наши сегодняшние герои, был одним из первых, кто ступил на землю Афгана.
Почтим память
Уважаемые семёновцы! В понедельник, 15 февраля, в 13.00 в Центре культуры и искусства состоится мероприятие, посвященное 27-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. В фойе ЦКИ вы сможете ознакомиться с экспонатами времён войны, также пройдет конкурс среди военно-патриотических клубов округа, праздничный концерт, а затем, на Заводской улице – возложение цветов к мемориалу воинам, погибшим в афганской и чеченской войнах.
Совет ветеранов приглашает участников боевых действий в Афганистане и Чечне, а также всех, кому небезразлична эта тема.
Фото Александра ЮРЬЕВА