Ирина КОЛОБОВА
29.08.2015 г.
Лето подходит или даже подлетает к своему завершению. Заканчивается отпускная пора. Разъезжаются гости. А гостей в Семенове летом очень много. Частенько на улицах города встречаются люди, чьи лица не примелькались коренным жителям и вызывают вполне оправданную мысль: «не наши, не здешние».
Гостья нашей редакции, моя собеседница является ярким тому подтверждением. Ее необычная, немного азиатская внешность привлекла бы взгляды прохожих не только на маленьких улочках нашего городка.
Людмила Николаевна Толкач пришла к нам в редакцию показать свои собственные стихи, мы разговорились, и оказалось, что она очень даже наша и вполне здешняя. Уже много лет она приезжает в Семенов на все лето и живет по-соседству с редакцией на улице Розы Люксембург.
- Я потому и зашла к вам, что рядышком живу, – призналась Людмила Николаевна, – а то, наверное, и не решилась бы. Семенов я очень люблю. Здесь мои бабушка и дедушка жили, Сурнины Федор Федорович и Ксения Степановна, я сейчас в их доме живу. Здесь мама моя родилась, Тамара Федоровна. Она всю войну медсестрой прошла и с отцом на войне познакомилась. Он летчиком был. Такая любовь!
Отец Николай Макарович Хижняк родился на Иссык-Куле в селе Григорьевка. И у меня всю жизнь два родных места, куда я с детства приезжала по очереди – Григорьевка и Семенов.
- У вас, наверное, потому и внешность такая примечательная?
- В общем-то, у меня все предки русские, переехали в Киргизию во время переселения народов. Но вот прабабушка однажды призналась, что был в ее жизни момент, который она хотела бы забыть навсегда. Но не получилось, остались с тех пор в крови капли азиатской крови. Я и щеки свои красные от бабушки получила, с самого детства, как матрешка, независимо от времени года.
- Я подумала, что у вас искусственный румянец. Вы не обидитесь, если я спрошу, сколько вам лет, уж очень хорошо вы выглядите?
- Это я еще не накрашенная! А лет мне много, я с 1946 года. Наверное, смешение кровей такой результат дало, хотя на самом деле, я просто очень люблю жизнь. В молодости этого как-то не осознаешь, а вот с годами ценишь каждый момент жизни на вес золота. Я и в Семенов так надолго из Самары приезжаю, чтобы к природе поближе быть, воздухом чистым дышать, пищу есть натуральную.
- А что, в нашем Семенове больше натуральной пищи, чем в каком-нибудь другом городе?
- Вы даже не представляете, сколько в вашем (в нашем) городе хорошего, натурального. Привыкли вы и не видите. Я в магазины только за самым необходимым хожу: за хлебом, маслом, солью и сахаром. И то, когда сделаю заготовки, то из сладкого ем только варенье и мед. А вот в лес я хожу каждый день с самой весны, как только первые грибы и ягоды появятся. Дня еще не прошло, чтобы я не поела грибов в самом разном виде и на десерт горсть ягод. Когда я в лес прихожу, я сначала обязательно ягодок наемся, а потом уже в корзинку собираю.
- Вы так хорошо знаете здешние леса? Не боитесь заблудиться?
- Во-первых, я далеко не хожу, а во-вторых, бояться, значит, не ходить. Нет, я не боюсь и смело осваиваю все новые и новые лесные участки. День в сторону Пуреха иду, день – за Новую стройку. Это пешком, а в Медведево, Колосково, конечно, на автобусе еду. И всегда я с урожаем. Очень люблю новые грибы узнавать. Вы ведь здесь очень привередливые, многих грибов не знаете или игнорируете, а я каждому съедобному грибу радуюсь. Конечно, я про них сначала все узнаю, а потом уже ем. Но, честно признаюсь, раньше и наобум ели, как говорится, на страх и риск. Слав Богу, везло. Зато теперь уверенно беру каждый гриб. И еще я люблю одна ходить, чтобы никто не мешал, с пути не сбивал, домой не торопил, и грибные места не перебивал.
- В Семенове в какой школе учились?
- В шестой. Выпускной класс, правда, не в Семенове заканчивала, но нынче меня на вечер встречи одноклассники пригласили. С Колей Сенковым в одном классе училась, с Таней Шляпниковой. Многие, как и я, разъехались по разным городам, но я всех помню, и семеновских одноклассников, и григорьевских, там я тоже иногда училась. Я даже с собственным дядей Левой, маминым братом, в одном классе училась, так получилось, что мы с ним ровесники.
- А где вам все-таки больше нравилось, в Семенове или в киргизском селе?
- Одинаково нравилось, иногда трудно было выбрать, куда ехать. В Григорьевке горы, арыки. Виноград, правда, в нашем селе не рос, из-за гор там очень холодно. Зато какие маковые поля! Мы всегда точно знали, когда мак самый вкусный. Жмыхом свиней кормили. Ни о каком наркотике тогда и речи не было. Хотя, когда уже стала взрослой, в моей памяти стали возникать странные картинки, когда кто-то из взрослых ночью, тайком провожал нагруженные чем-то караваны. У нас было счастливое детство, мы ничего плохого не видели. А в Семенове мы с ребятишками очень любили по крышам складов лазить. На нашей улице были склады, где хранились продукты со всех магазинов. Помню, даже дедушка таскал домой бочки из-под масла и натапливал с них масла на всю семью. А Санохта – это вообще все! Каждую купалку наперечет помню: и «Лягушатник», и «Розочку», и «Ласточку». Сколько по-настоящему счастливых моментов там было. А однажды отправились классом с палатками на Светлояр. Там тогда вышка была, и я с самой высокой площадки «солдатиком» прыгала. Отчаянная была. И там же раков научилась ловить ночью, с фонариком. Посветишь в воду, и они сами из норок выползают. Семенов, конечно, лучше помнится, потому что я уже большая была. Мы с Левкой (дядей) на танцы бегали. Танцплощадка на месте нынешней администрации была, посредине ее еще дерево большое стояло. В сквере у пруда под ручку разгуливали, как большие. А после танцев мы с ним в огород, в луга бежали ночевать. Летом всегда у бабушки народу много было, вот мы и сбегали в огород. Там домушечка стояла, вся худая и кособокая, так было здорово звезды сквозь дырки в крыше разглядывать и мечтать… Взрослые стали, забывать начали все хорошее, даже поссорились с Левкой из-за бабушкиного дома. Глупо все это и хочется исправить, пока не поздно.
- Вы, наверное, привыкли к комплиментам? В самом деле, редко встретишь женщину такого солидного возраста и так прекрасно сохранившуюся. Может быть, откроете свой секрет и расскажете нам, как вы себя храните?
- Вот это слово как раз ко мне не имеет никакого отношения. Я себя совсем не храню. Наоборот, я делаю все, чтобы лишнюю минуту не сидеть, не лежать, не отдыхать. Ежедневная зарядка 30-40 минут, это уже не просто процедура, а жизненная необходимость. Массаж лица, подбородка и шеи… Я так нещадно хлещу себя по этим местам, что исчезающий с годами румянец снова возвращается на свое место. Косметикой я тоже не пренебрегаю, но выбираю только качественные фирмы и с лечебным эффектом. Ну и, конечно, различные натуральные маски из всего, что попадется под руку, от сметаны и яйца до клубники и огурца. Все, что готовлю, то и на лицо намазываю. Поверьте мне, это действительно работает, если делать это ни от случая к случаю, а постоянно. С фигурой мне, конечно, повезло, я никогда не страдала лишним весом, но с годами все равно приходит тяжесть. Но и здесь я себя не жалею, ем очень мало, одноразовый прием пищи по объему не превышает стакана. Но ем часто, даже в лес собой беру что-нибудь перекусить. И пью много воды. А иногда вечером так нестерпимо хочется чего-нибудь вкусное съесть, но я себя сдерживаю. Привыкла уже.
- Вы ничего не рассказали о своей семье, она у вас есть?
- Есть. У меня две любимые девочки – дочь и внучка. Дочь живет в Самаре, а внучка учится на последнем курсе института в Москве. Муж, тоже, конечно, был, мы прожили с ним двадцать лет, а потом что-то немного расклеилось, развелись. Сейчас его уже нет в живых.
- Вы очень красивая и интересная женщина, неужели не было предложений от мужчин?
- Предложений было много, даже, если честно, поднадоело, но, наверное, не судьба. Я привыкла жить одна, и мне это очень нравится. Как говорится, хочу халву ем, хочу пряники. Мне никогда не бывает скучно. Друзей у меня много, постоянно в гости приглашают. Как-то легко я схожусь с людьми. Я говорила, что у нас в лугах огород был, его в свое время несколько раз продавали разным людям. Однажды в один из приездов я пошла туда, вспомнить детство и посмотреть любимые места и познакомилась с замечательной женщиной Еленой, нынешней хозяйкой нашего огорода. Теперь мы лучшие подруги. Лена намного младше меня, но как-то сразу взяла надо мной шефство и опекает во всем. Мне это очень нравится. Ее семья с детьми и внуками стала для меня как родная. Я и в свой бывший огород теперь как домой прихожу. Мы тут и поработаем, и отдохнем, и шашлыки пожарим, и песни попоем, я свои стихи почитаю. Очень все душевно.
- А на постоянное место жительства в Семенов не собираетесь?
- Пока нет, у меня в Самаре дочь, внучка, но с каждым годом мой приезд сюда становится все длительнее и длительнее. Так что, зарекаться не буду.
Людмила Николаевна призналась, что иногда ей все-таки бывает грустно и немного одиноко. Вот тогда и рождаются стихи. Так и должно быть – рождение стихов требует именно такого состояния души.
Сегодня в канун Дня знаний 1 сентября мы публикуем стихотворение нашей собеседницы, посвященное этому празднику.
Праздник с самого утра
Дети ждут, родители.
В нетерпеньи детвора,
Просто посетители.
Прозвенит звонок сейчас,
Деток школа встретит.
Каждый свой увидит класс,
Всех она приветит.
Будет матерью для вас
Столько, сколько нужно,
Чтобы позже и сейчас
Жить могли вы дружно.
Чтоб учились хорошо,
Чтобы не скучали,
На уроках чтоб всегда
Смело отвечали.
Смена подрастет и вот –
Мы гордимся вами,
Жизнь отметит вас тогда
Славными делами.
Фото Александра ЮРЬЕВА