Н. Узденева,
зав. отделом искусств ЦБ им. Б. Корнилова
23.09.2014 г.
Готовясь к открытию новой выставки в литературной гостиной, я остановилась у фотографии В. Н. Пайкова: серьезный, печальный, задумчивый. Таким он был не всегда. С горечью написала это слово: был...
Он постоянно приходил на занятия литературного объединения «Родники», и в кармане его пиджака непременно находился клочок бумаги и огрызок карандаша, и он что-то писал, черкал, правил, а в конце занятия выдавал нам стих, острый и озорной, или пародию на кого-нибудь из нас. Юмор, тонкая ирония всегда были присущи Владимиру Николаевичу. Часто приходил он в библиотеку и прямо так, не на занятие, приносил новые стихи со словами: «Вот болванку принес, посмотрите, поправите». Править там было нечего: все безукоризненно грамотно, все выстроено безупречно.
Он не учился в Литературном институте, но чувство слова у него было врожденное. Он не мог позволить себе сбиться с ритма или допустить какую-то неточность. Своими стихами «не в бровь, а в глаз» он наживал себе врагов, его любили не все. А мы любили… за стихи, за юмор, за мудрые советы. У каждого из нас, участников объединения, хранятся строки, эпиграммы, лично нам посвященные. Я тоже храню, и мне эти вещи дороги.
Есть и посвящение библиотеке:
Привет, хранительница муз,
Поэта верная подруга!
С тобой вступили мы в союз,
И велика твоя заслуга
В том, что у авторов стихов
Земли семеновской, кержацкой,
Сегодня есть единый кров,
Где можно вместе повстречаться.
Поговорить о том, о сем,
Что видим мы на белом свете,
Ну, а при случае – потом
И праздник хорошо отметить.
Здесь в светлой комнате в гостях
Нас встретит Проймин с Узденевой,
Не второпях, не впопыхах
Здесь каждый стих расскажет новый.
И я хотел бы пожелать,
Чтобы родной библиотеке,
Нас сохраняя, процветать
И ныне, присно и вовеки.
У Владимира Николаевича было редкое качество: он умел радоваться за других. Это дано далеко не каждому, особенно в среде людей творческих. Он радовался талантливым стихам, новым сборникам товарищей, радовался, когда в Союз писателей принимали наших авторов и когда им вручали награды.
У самого Пайкова не было собственных сборников: стихов-то было достаточно, но вот денег, необходимых для издания, не было, а ходить по инстанциям и выпрашивать он считал делом унизительным.
Ах, мой друг, дорогая Наталья!
Поубавь агрессивный свой нрав.
Я прошу тебя: ныне и дале
Ты не дергай меня за рукав,
Выбивая с трудом из Пайкова
Ожидаемый сборник стихов,
Нет пока у меня такового,
Не дорос до изданья Пайков.
Так с неизменным своим юмором отвечал Владимир Николаевич Наталье Остафийчук, которая настойчиво требовала от него издания сборника.
А дальше продолжал уже с горечью:
Да нелишне заметить при этом:
Чтоб читатель тот сборник открыл,
Очень часто в уезде поэтам
Недостаточно собственных крыл.
Стих не пишется малою кровью,
Здесь нужны деловитый настрой
И немалое сердца здоровье –
То, чего не хватает порой.
Он не получал наград и лауреатских званий, но и чувства зависти у него не было. Жил, как умел, по своей совести: никому не кланялся, ни перед кем не унижался. У Б. П. Пастернака есть фраза: «Не жертвуйте лицом ради положения». Далеко не каждому это удается. Борису Леонидовичу это удалось, удалось и Владимиру Николаевичу.
Ни чинов, ни регалий не нажил,
И сундук не трещит от вещей.
Только годы рабочего стажа –
Вот и все, что в копилке твоей.
Не герой положительной повести,
Не плакатной души человек,
Жил ты все-таки очень по совести
В наш крутой и решительный век.
Это не о себе, конечно, пишет Пайков, а о Владимире Миронове, но и к Пайкову эти строки вполне можно отнести. Они были похожи: оба бессребреники, оба неравнодушные, оба талантливые.
В новом здании библиотеки и в новой литературной гостиной Владимир Николаевич, к сожалению, не был. Трудно было дойти – «мотор не давал», по его собственному выражению, хотя собирался каждый раз и часто звонил. Ближе для него находилась библиотека семейного чтения, это недалеко от дома, и там Пайков появлялся почти ежедневно. Организовал он поэтический клуб «Компас», много сделал для привлечения в него молодежи микрорайона.
Когда наших авторов в конце учебного года пригласили выступать перед старшеклассниками школы № 2, очень обрадовался, пришел нарядный, принес новые стихи, написанные с неизменным юмором, рассмешил и детей, и педагогов. И когда мы спрашивали у ребят, кто из поэтов больше понравился, первым называли Пайкова. Он был счастлив, и, конечно же, все мы не подозревали, что это был наш последний с ним выход в школу.
Литобъединение «Родники» работает при Центральной библиотеке почти двадцать лет. За эти годы уже многие наши авторы ушли из жизни, и каждого в последний путь проводил Владимир Николаевич теплым добрым словом, разумеется, стихотворным. В самом конце августа ушел и он.
И все же не за дальними морями,
Не вдалеке от нас твой новый кров,
И ты, как прежде, остаешься с нами,
Товарищ наш и друг – поэт Пайков.
Взяла на себя смелость и чуть переиначила строки Владимира Николаевича, написанные им давно, в 2004 году.
В сборнике руководителя объединения «Родники», члена Союза писателей Евгении Корешковой я нашла строки:
В день, когда я уйду,
Не умолкнут ни песни, ни птицы.
Комедийные фильмы
В программах пойдут, как назло,
Но с душою моей
На планете ребенок родится,
Он чуть-чуть подрастет
И подхватит мое ремесло.
Не горюйте, друзья,
Все на свете не вечно, все тленно.
Дорогие враги,
Не играйте в притворную грусть.
Где, не знаю, и в ком,
Только я появлюсь непременно.
Не печальтесь. Не радуйтесь.
Ждите меня. Я вернусь.
Эта статья и эта подборка стихов – дань признательности, уважения, любви и скорби безвременно ушедшему от нас талантливому поэту, и – что тоже важно – порядочному человеку.
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с прискорбием: их нет, –
Но с благодарностию: были!
Фото предоставлено автором