Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
07.12.2024 г.
Николай Михайлович Тулаев – не коренной семёновский, а приезжий. Родом он из села Кистенёво Большеболдинского района – той самой Кистенёвки, которую Пушкин обессмертил в романе «Дубровский».
«Подданный Пушкина»
- Получается, что я, как рождённый в Кистенёве, подданный Александра Сергеевича, – шутит он.
И не поспоришь: кистенёвские крестьяне ещё в 1830 году присягали на верность своему барину.
Школу Николай Тулаев окончил в Большом Болдине – она располагалась в том самом здании в поместье поэта, где теперь дом-музей Пушкина.
Родители работали в местном колхозе имени Молотова. А он, отслужив срочную под Ленинградом, решает поступить в военное училище. В разговоре уточняет, что тогда это было очень престижно и модно среди молодёжи. Мечта сбылась – окончил зенитно-артиллерийское училище в городе Чкалове (до 1957 года так назывался Оренбург). В звании лейтенанта поступил на службу.
За романтикой
Отслужив верой и правдой три года, Николай принял решение уйти на гражданку – осознал, что военное дело – всё же не его призвание. Поступил учиться в горьковский авиационный техникум, а после окончания в 1958-м устроился работать на горьковский авиационный завод имени Орджоникидзе. Вначале был пирометристом – занимался измерением высоких температур твёрдых тел, жидкостей и газов с использованием специальных приборов – пирометров. В 1960 году перешёл в литейный цех – стал формовщиком-заливщиком цветного литья. Завод выпускал алюминиевые детали для самолётов.
- Интересная тогда работа для меня была, изобретательная, – говорит Николай Михайлович. – Всё я делал с желанием и охотой, молодой был. А одновременно учился в горьковском вечернем политехническом институте по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
Работал на авиационном заводе Николай до 1962 года. Женился. В те годы многие из молодых, охваченные романтикой комсомольских строек 60-70-х годов, уезжали на Дальний восток и в Сибирь. Отправилась в Комсомольск-на-Амуре и молодая семья Тулаевых. Первая жена Николая Раиса имела рабочую профессию, так что с устройством проблем не было. В Комсомольске-на-Амуре родилась их дочь Ирина.
С 1962-го по 1965-й годы Тулаевы трудились на заводе «Амурлитмаш». Николай – инженером-технологом: постепенно опыта набирался, с людьми знакомился, производство изучал. И снова всё ему нравилось в работе, с каждым годом она всё интереснее казалась.
Лучший рационализатор области
На наш арматурный завод Николай попал в 1965 году. От природы любопытный, Николай Михайлович был инициатором переезда в Семёнов. Поступил на завод мастером по ремонту оборудования, вскоре его перевели в конструкторы в отдел главного механика, а с 1968 года он уже был инженером-конструктором конструкторского бюро – отличный карьерный рост молодого, увлечённого своей работой специалиста.
Перед коллективом стояли большие задачи по увеличению выпуска продукции и доведения её до мировых стандартов, механизации трудоёмких процессов. Продукция завода шла во все республики Советского Союза и в 38 стран мира. Предприятие выпускало сложные конструкции трубопроводной арматуры. Многие перспективные вопросы совершенствования действующего производства и выпуска продукции решались на основе последних достижений науки и техники совместно с научно-исследовательскими институтами Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, Пензы и Горького.
В 1970 году руководство завода, видя в Николае Михайловиче большой потенциал, переводит его в отдел главного технолога на должность старшего инженера-технолога.
На этой должности Николай Михайлович трудился пять лет, а в 1975 году был принят на должность инженера-конструктора.
Николай Михайлович не особо любит рассказывать о своих заслугах, но нам во многом помогла его трудовая книжка, услужливо найденная в серванте супругой Агнеей Григорьевной.
На заводах в социалистическое время работникам-передовикам выдавали премии за высокие достижения в труде и активное участие в общественной жизни. В трудовой книжке Николая Михайловича всё прописано – и рационализаторские предложения инженера-конструктора Тулаева, и выплаты за них: в 1978 году – 74 рубля и 20 рублей; по итогам областного социалистического соревнования – 30 рублей. А в 1982-м Тулаеву было присвоено звание «Лучший рационализатор Горьковской области», и в этом же году Николай Михайлович назначен главным технологом арматурного завода.
- Несколько крупных изобретений было у Николая Михайловича, – подтвердит мне потом коллега нашего героя Александр Анатольевич Гоголев, который в своё время возглавлял отдел ОТК арматурного. – Одно из них помню отлично – оно было связано с рубкой латунного прутка. До этого пруток резали специальной пилой, а Николай Михайлович предложил рубить на прессе. Это и время очень экономило, и физические затраты минимизировались. Изобретение было запатентовано в Москве.
Мы на заводе постоянно контактировали, я его хорошо знаю. Своих подчинённых он никогда не ругал, голос не повышал, общался со всеми вежливо и даже с улыбкой. Всегда всё доступно объяснял. Человек, очень располагающий к общению.
А денежные премии за рационализаторские предложения начислялись в зависимости от эффективности идеи. Если нет экономического эффекта, а только улучшение условий труда рабочих, то тогда 10 рублей тебе – разовая прибавка к зарплате. Судя по размеру премий тех лет, предложения Николая Михайловича руководство завода расценило как очень важные и нужные.
С 1987-го по 1994-й трудился Николай Михайлович заместителем главного инженера по подготовке производства. И потом, будучи на пенсии, ещё долго не расставался с родным арматурным – работал в охране. Ветеран труда.
Верная спутница Агнея
- Наш арматурный раньше гремел на всю страну, – подхватывает разговор Агнея Григорьевна, супруга Николая Михайловича. – Для Семёнова – градообразующее предприятие: в годы нашей молодости был построен весь посёлок (так она называет Заводскую улицу), и школа, и больница.
Агнея Григорьевна тоже ветеран труда, на арматурном отработала 20 лет: за наждачным станком в «литейке», затем – токарем в первом цехе.
- Конечно, тяжёлое и вредное производство было, – вспоминает она. – Пыльно, дымно, но что поделаешь…
Мы берегли каждую минуточку – от этого зависела выработка. Нормы давали высокие, все старались их выполнить. Женщин много тогда трудилось на заводе: и на сборке, и на токарных станках. Слесари и электрики – мужчины. Молодёжи было много. Квартиры тогда давал арматурный завод своим рабочим – на жильё была очередь.
Родом Агнея Григорьевна из деревни Заскочиха Хахальского сельсовета. Отлично помнит голодные годы войны. Летом мама готовила кашу из липовых листков – завариху. Учиться возможности у девочки не было. Помнит Агнея Григорьевна и долгожданный День Победы 1945 года, слёзы радости у всех на глазах.
Первое её замужество удачным не назовёшь. Жили они с мужем в лесном посёлке, где для женщины было одно-единственное место работы – на узкоколейке. После шести лет поняли супруги, что лучше расстаться. В Семёнов Агнея приехала с мамой и сразу устроилась на арматурный завод. Предприятие выделило комнату в семейном общежитии, где они с матерью и жили, пока не получили квартиру.
В 45 лет Агнея Григорьевна заработала пенсию – по условиям работы на вредном производстве, но продолжала трудиться – как она сама говорит, жизнь заставляла.
Уходила с завода на какое-то время – была прачкой в детском саду, уборщицей в газовой службе, но потом снова вернулась на родной арматурный, и в 1983 году предприятие дало ей квартиру.
Вместе – это главное
Николай Михайлович и Агнея Григорьевна очень рады, что встретились и познакомились в свои 60. И вот уже три десятка лет живут вместе на улице Заводской. Если бы вы видели, с каким вниманием и трепетом Агнея Григорьевна поправляла воротник супруга перед съёмкой, застёгивала непослушную пуговку на его рубашке! Я их не торопила, наоборот, пережила вместе с ними самые добрые минуты, понимая, что в этой заботе и внимании кроется самое важное в семейных отношениях.
Агнея Григорьевна, как самая лучшая супруга, очень переживает за своего мужа, когда он осенью отправляется в лес за грибами – очень любит Николай Михайлович тихую охоту. А ещё супруги любят прогуливаться по красивой Заводской.
- Улица сейчас совсем не похожа на прежнюю, – говорит Агнея Григорьевна. – Какая красота теперь у нас здесь! Перед гостями не стыдно.
В этом году к Агнее Григорьевне и Николаю Михайловичу начала ходить социальный работник Ирина, до этого они справлялись по хозяйству сами. Во время моего визита помощница из соцзащиты как раз хлопотала на кухне. Очень благодарны ей пожилые люди за поддержку.
В конце разговора поймала себя на мысли: какую же полезную и красивую жизнь умели строить люди старшего поколения! Этому у них стоит поучиться.