Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
16.11.2024 г.
Юрий Павлович Круглов работает на предприятии «Хохломская роспись» достаточно давно – с 2008 года, а знакомство с производством произошло и того раньше.
Во-первых, отец Павел Николаевич трудился здесь водителем, а во-вторых, сам Юрий, когда учился в восьмом классе, собирал детские стулья в столярном цехе. После восьмилетки он поступил в наш техникум и производственную практику проходил опять же на ставшей к тому времени родной «Хохломе».
- В 2001-м я подал документы в техникум. Тогда там набирали две группы механиков и две – технологов мебельного производства, – рассказывает он. – Я посчитал, что специальность механика мне ближе. Но, если честно, производственную практику в «Хохломе» проходил больше как столяр. По-моему, справлялся.
Добрым словом Юрий вспоминает преподавателя техникума Сергея Владимировича Горшкова, который умудрялся заинтересовать студентов такими, казалось, бы прозаическими дисциплинами, как основы гидравлики, монтаж промышленного оборудования. Под его руководством парни изучали гидро- и пневмоприводы, осваивали пусконаладочные работы. Все эти предметы очень нравились Юрию, и уже тогда он был нацелен на работу на производстве.
Так сложилось, что сразу после техникума он решил попробовать себя на стройке –возводил монолитные здания в Нижнем. Однако там работал недолго – понял, что это дело явно не его, и вернулся на фабрику «Хохломская роспись». Вначале устроился станочником, а ровно через месяц ему предложили должность наладчика – прежний работник уходил на пенсию.
Всё знакомо, всё привычно
Юрий вспоминает конец нулевых – начало десятых лет, когда оборудование столярного цеха обслуживали: а) два заточника, б) два слесаря, в) два наладчика, а ещё механик и электрик. А в целом человек 70 трудились в то время в «столярке» – цех работал даже в две смены. Нынешний штат, конечно, значительно скромнее – два десятка человек.
Беседовали мы во время обеденного перерыва, поэтому оборудование не работало. В цехе около 50 деревообрабатывающих станков, все они в рабочем состоянии.
- Нельзя сказать, что оборудование не обновляется, что всё осталось, как в 2000-х, когда я пришёл на фабрику, – говорит он. – Что-то, конечно, осталось с тех времён, а что-то модернизируем, механику добавляем. Переходим на станки с числовым программным управлением – один такой есть в цехе, надеемся, что ещё такой появится. По механике он несложен, а вот что касается программного обеспечения, то надо голову включать.
В столярном цехе Юрий ещё затачивает рабочий инструмент. На вопрос о наставничестве, о передаче опыта он разводит руками.
- Жаль, но не идёт молодёжь на такую работу, – говорит. – Здесь у нас всё-таки слегка пыльно и шумно. Но для тех, кто любит технику, – самое то.
Сейчас столярный цех производит корпусную мебель: шкафы, стеллажи, парты для школьников. Пару лет назад был большой заказ для нижегородских школ. В цехе стоит готовая уютная мебель для детских садов.
Юрий считает, что в свои 38 лет он на родном предприятии «корни пустил» и что-то менять уже не хочет.
- Здесь мне всё знакомо, всё привычно, и работа недалеко от дома, – рассуждает он. – Главное – занимаюсь любимым делом. А минусы – они везде есть.
Его супруга Светлана работает здесь же, в «Хохломской росписи», художницей – платочки и сарафаны матрёшкам пишет. Сын Максим учится в десятом классе, задумывается о выборе профессии и, скорее всего, по мнению папы, выберет IT-сферу. Ну что ж, как говорится, каждому своё, лишь бы работа радовала. Юрию его работа точно нравится.
Прощаясь со своим собеседником, обращаю внимание на плакаты с советскими лозунгами, хорошо известными старшему поколению: «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест», «Братская солидарность с трудящимися всех стран», «Мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье». Читая их, невольно вспоминаешь жизнь наших дедушек и бабушек, родителей, самоотверженную и трудовую, когда в приоритете было общественное, а не личное, дела производства, а не собственные интересы. Здорово, что эти плакаты не убрали. Теперь они уже имеют исторический подтекст: именно так трудились в этих цехах наши предшественники. Впрочем, так и продолжают здесь работать современники.