Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото автора
29.05.2024 г.
На территории дорожного предприятия «Вираж» – обычная рабочая атмосфера: всё шумит и движется, техника выезжает за ворота и возвращается. Люди в ярких спецовках заняты повседневным делом: одни – ремонтом, другие отправляются на задание.
Быстро сориентироваться здесь постороннему человеку непросто.
Нам предстоит встретиться с Петром Горшковым – 72-летним водителем большегрузной машины. Он здесь трудится почти четверть века. Хорошо, что меня сопровождает руководитель «Виража» Фёдор Маргарян, который быстро находит нужного человека.
Пётр Валентинович не любит публичности, считает, что не заслуживает внимания прессы, поскольку ничего выдающегося за ним не числится – да, старается работать по совести, но таких среди его коллег немало. Однако разговор понемногу завязывается, и в ходе беседы перед нами постепенно раскрывается и сам человек, и его отношение к работе.
- Меня растила и воспитывала мама в одиночку (отец оставил семью), поэтому с раннего детства на мне лежало множество обязанностей, – рассказывает Пётр Валентинович. – И я взял себе такую установку: чем раньше встанешь с утра, тем больше дел успеешь сделать.
Мать Петра Валентиновича долгое время трудилась дояркой на ферме в колхозе «Верный путь», потом за свиньями ухаживала. И на своём домашнем подворье Горшковы держали корову и поросят. Пётр у матери – единственный ребёнок и, получается, единственный мамин помощник. Заготовка сена всегда была его заботой – косой-то помашешь! Триммеров в ту пору ещё не придумали.
Пётр закончил 8 классов в Ларионовской школе, потом доучивался в вечерней: работал в колхозе и учился.
С девяти лет он начал помогать маме в колхозе – во время страды любые рабочие руки не были лишними.
- Труд в деревне адский, а работали-то за «палочки» – за трудодни, на которые потом получали то, что в колхозе вырастили, – вспоминает Пётр Валентинович. – Впроголодь и жили. Это сейчас у нас всё есть, живём в достатке.
Однако с самого детства тянуло нашего героя к технике. В 1969 году он получил водительские права, а свой официальный трудовой путь начал слесарем в родном колхозе. Потом три года службы в армии. После армии какое-то время работал на кирпичном заводе в Рождественском, затем снова вернулся в колхоз: сначала водил бензовоз, потом – лесовоз. Его колхозный стаж – 21 год.
А в 2001-м Пётр Валентинович устроился в ООО «Вираж». Последние полтора десятка лет управляет большегрузной машиной «Scania».
- Раньше такой техники, конечно, не было, – рассказывает он. – Были старенькие КамАЗы, которые уже отслужили своё.
С весны по осень его машина перевозит разные строительные грузы: песок, щебень, асфальт для ремонта дорог. Зимой же «Scania» превращается в снегоуборочную – к ней навешивается специальный отвал. А дополнительная установка позволяет разбрасывать по дорогам в гололёд пескосоляную смесь.
- Зимой, наверно, всё-таки сложнее работать, но я уже привык, – говорит водитель. – В эти месяцы мы много работаем ночью. Да, трудновато бывает организму перестроиться под ночной график, но постепенно входишь в ритм. Хотя зимой, во время обильных снегопадов, хоть круглые сутки работай…
У Петра Валентиновича есть одна характерная черта: он всегда приходит на работу одним из первых, даже раньше начальства. С 7 часов точно уже в трудах. Такая привычка начинать свой рабочий день с самого раннего утра у него выработалась годами.
За закреплённой техникой он следит очень внимательно, а при таком уходе машина отвечает взаимностью, служит верой и правдой.
- За долгие годы работы этот человек не потерял деловую хватку, профессионализм, старание всё сделать наилучшим образом и ответственность, – так характеризует своего работника директор «Виража» Фёдор Маргарян. – Он всегда очень переживает за наш коллектив и за результат общего дела.
- Сколько позволит здоровье, буду работать, – оптимистично говорит сам Пётр Валентинович. – Мы люди деревенские, крепкие. Закваска у нас такая.
Из 80 человек, работающих в «Вираже», он самый возрастной. В свои 72 года подаёт пример молодым рабочим, которые невольно на него равняются. Бывает, подшучивают над ним, но очень уважают. Да и как может быть иначе – ведь без малого четверть века трудится он на предприятии, а общий трудовой стаж приближается к полувековому юбилею.