08.11.2023 г.
За годом год промчался целый век.
Родился, жил и умер человек,
А мир бескрайний завещал друзьям,
Ушёл и ничего с собой не взял.
С этих строк Евгении Корешковой в выставочном зале «Гармония» начался литературный праздник, посвящённый 115-летию со дня рождения Сергея Афоньшина.
К сожалению, имя этого писателя, сказителя, собирателя легенд и преданий лесного заволжского края в Семёнове знают недостаточно хорошо. Зато хорошо знают, что город наш назвали по имени Семёна-ложкаря, о чём рассказал нам именно Сергей Васильевич в своей сказке, и именно эта версия прижилась в народе. Так прижилась, что и памятник Семёну поставили на территории фабрики «Хохломская роспись», а потом и избу соорудили, и появился новый музей – «Дом Семёна-ложкаря».
У Семёна в работной тепло,
Печь давно протопилась уже,
Он уверенно держит тесло,
Чуть сутулясь сидит на кряже.
Некогда спать мастеру. Всей семьёй трудятся они над выполнением царского заказа: и жена Катерина, и дочка Авдотка. Все эти персонажи ожили на наших глазах в руках Елены Корчагиной, которая смастерила удивительные куклы. На наших глазах жена Катерина превратилась в кукушку, а дочка Авдотка, перевернувшись, стала берёзкой. Всё точно как у Сергея Афоньшина.
По профессии Сергей Васильевич – учитель начальной школы, работал в деревнях Плюхино, Зубово, в Рустае. Но самую большую часть своей учительской жизни провёл он в посёлке Черноозерье, что близ Рустая. Вместе с женой Анной Васильевной, тоже учительницей, прожили они там 24 года, вплоть до закрытия школы.
Только раз отлучался он от своей школы, от своих учеников. Началась война, и пошёл Афоньшин воевать. Воевал честно: от пуль не бегал, за чужие спины не прятался. Заслужил медаль «За боевые заслуги», орден Красной звезды. С наградами, но без трофеев, совсем налегке, вернулся Афоньшин домой. Ему повезло: живой и невредимый, отделался небольшой контузией. И Анне Васильевне повезло – дождалась мужа. О войне Сергей Васильевич не особо распространялся. Но есть в его творчестве «Короткий сказ о долгой зиме». В посвящении пишет так: «Бабам – солдаткам, лесным труженицам военных лет».
Эти же самые слова могла бы написать и Евгения Корешкова к своему стихотворению «Баллада о без вести пропавшем». Вот лишь несколько строк:
Заросли за полвека окопы травой,
Плохо знают войну современные дети.
Что случилось? Где сгинул, родимый ты мой,
В сорок третьем году, в огневом лихолетье?
Ты всегда для меня молодой и живой,
Только стоит лишь в память на миг окунуться.
Как же так, дорогой?
Как же так, дорогой?
Уходя на войну, обещал ты вернуться...
К этому стихотворению Нина Алексеева написала музыку, и оно стало песней. Песню на празднике исполнила Юлия Шутова – так проникновенно и трогательно, что люди в зале утирали слёзы.
В 2008 году, к 100-летию со дня рождения С. Афоньшина, была издана книга «Заволжские родники», где творчество писателя представлено наиболее полно. Инициатором издания стал нижегородский прозаик и общественный деятель, первый руководитель объединения «Родники» при семёновской Центральной библиотеке Валерий Анатольевич Шамшурин. Афоньшина он знал лично и даже бывал у него в гостях. О своих встречах с писателем он пишет в предисловии к книге.
Какие-то вещи из «Заволжских родников» мы читали и раньше в других изданиях, о чём-то даже не слышали. Вот, например, в самом конце короткая сказка «Кукла Матрёнка». Её герои – кукла Матрёнка, Дёма Подожок, яркий восточный торговец с Нижегородской ярмарки и даже старикашка, носатый, черноглазый, всклоченный – тоже ожили на наших глазах.
В роли детей предстали Доминика Лось и Тимофей Весновский. Сценарий написала Нина Алексеева. Поставила мини-спектакль руководитель театрального коллектива «Сириус» Валерия Маслова.
Бурные аплодисменты заслужили все участники постановки.
Может быть, вы дорогие друзья, думаете, что Сергей Афоньшин писал только сказания да предания. А вот и нет! На протяжении всей жизни он писал автобиографические записки. При жизни автора они не были опубликованы, да он на это и не рассчитывал. Писал, потому что не мог молчать о том, что его тревожило, с чем не мог мириться – унижение достоинства человека, принудиловка, произвол власти, приспособленчество, уничтожение природы. И ещё надеялся Сергей Васильевич, что придёт время, и повесть «Человек из неолита» увидит свет. Так и случилось, жаль, что автор не дожил. Повесть эту в «Заволжских родниках» тоже можно прочитать.
На празднике в «Гармонии» мы перелистали некоторые, наиболее яркие, страницы.
Безусловно, Сергей Васильевич был человеком серьёзным, вдумчивым, глубоким. Но острого, меткого, народного словца никогда не чурался. По всей книге рассыпаны поговорки, наговоры, частушки. Вспоминает в повести своего соседа, который часто по вечерам к нему наведывался. Не великого ума был мужик, и сам это осознавал. Но тятенька женил его на умной девке. Та быстро раскусила непутёвого и ушла к родителям. Поднимаясь по ступенькам крыльца к Афоньшину, сосед часто напевал:
Жени, тятенька, сынка,
Пока не знают дурака.
А как узнают дурака,
Не пойдёт дура никака.
Эта частушка безобидная, а в повести есть и другие, за которые не поздоровилось бы сельскому учителю. И случаи из сельской жизни, не очень удобные для чиновников, припоминает Сергей Васильевич.
В 1980 году С. Афоньшина приняли в Союз писателей. Приняли бы и раньше, но он никогда ни званий, ни наград не искал. И заявление в Союз писателей подал исключительно под нажимом своих друзей – нижегородских литераторов. В заявлении писал очень лаконично: «Прошу рекомендовать меня в Союз писателей СССР. Кажется мне, что я не буду там лишним».
Приняли единогласно. Лишним Афоньшин не стал.
Каждый раз, отмечая юбилейную дату любого писателя, хочется представить и новую книгу. В этот день очень кстати книга была – биографическое исследование Олега Кораблёва «Сергей Афоньшин и его солнечное дерево». К слову, «Солнечное дерево» – самая первая изданная книга Афоньшина, вышедшая в 1971 году.
К сожалению, сам Олег Кораблёв на празднике присутствовать не мог, но его сестра Ирина Леонидовна рассказала нам, как эта книга создавалась. В семье Кораблёвых Афоньшин бывал часто, жили они по соседству. Приходил Сергей Васильевич к отцу, подолгу беседовал с ним, дети Иринка и Олег вертелись возле взрослых. Сергей Васильевич и им свои сказки рассказывал и книжки свои подписывал.
Эти детские воспоминания сохранились в памяти. Не поленился Олег Леонидович собрать об Афоньшине и другие воспоминания – его друзей, соседей, писателей. Особенно интересны воспоминания учеников Черноозёрской школы. Учитель учил ребят не только читать и писать, он учил их жить по совести. Уроки о важном, которые сейчас рекомендуется проводить в современной школе, Афоньшин проводил для своих учеников каждодневно и вовсе не по указке чиновников, а по доброй воле. Да и сам подавал пример доброты и заботы.
Бывшие ученики Сергея Афоньшина вспоминают, как перевозил он на лодке своих учеников, живших на противоположном берегу Керженца, весной и осенью, во время разлива. Утром – в школу, после уроков – обратно, домой. Словом, как у Некрасова – дед Мазай да и только.
Зимой, когда темнело рано, приходилось ученикам возвращаться после занятий по темноте, да ещё через лес. Учитель вставал на лыжи, брал ружьё, собаку и провожал ребятишек.
И таких добрых, тёплых воспоминаний учеников черноозёрской школы в книге много: как в лес на охоту ходили, как медведя встретили. Афоньшин был заядлый охотник, но и охотился по правилам, без браконьерства.
Своими воспоминаниями поделилась на встрече и известный учитель Л. А. Чуткова. Когда-то вместе с ребятишками они посещали Афоньшина. Он тогда уже был болен, но гостям очень обрадовался и каждому подарил свою книжку и подписал.
На протяжении всего праздника звучали стихи в исполнении авторов – участников литературного объединения «Родники»: Н. Остафийчук, Е. Корешковой.
Буквально в этот же день, 29 октября, именно в день рождения Афоньшина, Евгения Витальевна написала новое посвящение Сергею Васильевичу. И тут же, в «Гармонии», состоялась премьера нового стихотворения.
Годы прожиты, тело изношено
И крылами трепещет душа,
Растворяется в образах прошлого
И уходит от нас, не спеша.
Чтоб по книжным страницам рассыпаться,
Чтоб над партой неслышно звучать,
Оставляя в нас нынешним жителям
Тихой грусти и тайны печать.
Он на родине, здесь, в это верю я.
Где искать – то совсем не вопрос.
В небо вымахнул солнечным деревом,
Луговыми цветами пророс.
И напоследок, из биографических записок:
«За каждое слово своё согласен быть в ответе. Главное в сказках – это речь о современниках моей молодости – о людях и событиях, о диких, но прекрасных уголках семёновской земли. И о себе немного, мимоходом».
Надежда УЗДЕНЁВА