Ирина КОЛОБОВА
Фото предоставлено героиней материала
27.09.2023 г.
Потрясающе красивый и по-летнему солнечный сентябрь вполне логично заканчивается таким же ярким и тёплым праздником – Днём воспитателя и всех дошкольных работников. Всем известно, что без тепла, доброты, солнечных улыбок и любви невозможно вырастить главные цветы нашей жизни – детей.
А чем ещё, кроме выше перечисленных качеств должен обладать настоящий воспитатель, спросим у педагога с 35-летним стажем Ирины Кокуриной.
- Возможно, ребёнок мог бы вырасти хорошим человеком благодаря только любви и доброте, – предполагает Ирина Николаевна, – но когда речь идёт о воспитании личности, то без профессиональной педагогики обойтись сложно. Я часто слышу разговоры о том, что воспитание – это не главное, главное – наследственность, гены. То есть, надо полагать, что если ребёнок родился в добропорядочной семье, если мамы, папы, дедушки, бабушки были приличными людьми, то и ребёнок обязательно унаследует все их положительные черты. А если не повезло, то и не ждите хороших всходов. В этом есть, конечно, доля истины, но мне за мои тридцать пять лет работы с детьми не раз пришлось усомниться в этом утверждении. Бывает, что ребёнок с хорошими генами так избалован любовью, добротой и вседозволенностью, что в лучшем случае из него вырастает просто эгоист, а про худшее даже говорить не хочется. А бывает наоборот – вроде бы, и семья не самая положительная, и ребёнок в первые дни чувствует себя в детском саду не в своей тарелке, всё ему непонятно, незнакомо, не так, как дома, но буквально через пару дней начинает меняться на глазах. Нет, без воспитания не обойтись.
В семье Кокуриных, где родилась Ирина, не было профессиональных педагогов, всё воспитание троих детей строилось на личном примере родителей, на строгости и не слишком явном проявлении любви.
- Конечно, нас любили, – говорит Ирина, – но не слишком открыто – так сказать, не на всеобщее обозрение. Иногда очень хотелось, чтобы мама лишний раз похвалила – просто так, не за что. Но похвалу надо было заслужить. И мы старались. Свободы родители предоставляли нам много, но и требовали не меньше. Так что вся свобода уходила в основном на выполнение домашних обязанностей, которые были распределены между нами с раннего детства. Дел в семье всегда хватало: и скотину держали, и огород большой, и по дому помогали.
Но и на детские игры-забавы Ирине хватало времени. Нет, она не была большой любительницей спокойных девчачьих игр типа «дочки-матери» или «школы», ей больше нравилось по деревьям с мальчишками лазить, за «12 записками» побегать. Благо что побегать было где, ведь, если бы не дорога, то её родная улочка Кутузова без всякой преграды переходила бы в парк Ленинского Комсомола.
- Дорога нам была не помеха, – улыбается Ирина, – в нашем детстве по 50 лет Октября столько машин не ездило, как сейчас. Мы спокойно перебегали через дорогу в парк, а там столько интересного! Даже грибы росли. Насобираем маслят, сыроежек и домой несём жарить и в «правдашный» обед играть. Да и до леса от нас недалеко – частенько убегали в конец Новой стройки. Меня папа к лесу приучил, с раннего детства с ним по грибы ходила.
И в детский сад с куклами и с подружками Ирина играть не любила, так что сама признаётся, что воспитателем стала совершенно случайно.
- Младшая сестра Нина любила с куклами повозиться, а мне что повеселее подавай. Хотя и не до кукол мне было – хотя с сестрёнкой я не водилась, она меня всего на три года младше, а вот с племянниками от старшего брата пришлось понянчиться. И это были уже не игры, а та самая обязанность, которую я должна была неукоснительно исполнять. Но и тогда о том, что стану воспитателем, у меня даже мысли не возникало.
Может, Ирина просто не помнит? Может, всё же посещали её такие мысли, хотя бы когда она впервые перешагнула порог детского сада №2 на улице Чкалова? Ведь она сама признаётся, что именно в тот момент для неё наступила новая, интересная жизнь.
- Да, я очень любила в садик ходить, – подтверждает она, – а воспитательницу Ольгу Константиновну до сих пор вспоминаю. Мне нравилось в садике всё, и кажется, я каждое слово воспитательницы впитывала как губка. Может быть, мне и хотелось быть похожей на Ольгу Константиновну, я сейчас уже не помню.
В школе Ирина тоже не думала о профессии воспитателя, ей хотелось стать бухгалтером или экономистом – точные науки давались ей легко.
- Отличницей я никогда не была, – признаётся она, – но профессия бухгалтера казалась мне самой подходящей, да и мама поддерживала. Но сама не знаю, почему, в девятом классе, когда нужно было выбирать специальность в учебно-производственном комбинате, я выбрала педагогический класс. На практику попросилась в свой родной детский сад, туда как раз моя племянница ходила, и мне хотелось быть поближе с ней.
Но даже эта практика не подтолкнула Ирину к дошкольному воспитанию, точные науки взяли верх, и после школы она поступила в Арзамасский пединститут на физмат.
- Зря я это сделала, уже на первом курсе поняла, что зря, а на третьем забрала документы. Нужно было работу искать, и я вдруг поняла, что кроме работы с детьми я ничего не умею, да и не хочу. В новый садик «Светлячок» меня взяли сразу, и я тоже сразу поняла, что на своём месте оказалась. Детский сад новый, коллектив молодой, заведующая Лариса Семёновна Воронова всегда с нами на одной волне была. Одним словом, я там не работала, я получала удовольствие. Правда, мне очень хотелось работать со старшими группами, к малышам я была ещё не готова, но Лариса Семёновна проявила строгость и сказала, что профессию нужно познавать с самых азов. Вот они, мои азы-карапузы и учили меня профессии. Самое сложное – это первые два года, кажется, что не дождёшься, когда малыши подрастут, когда начнут взрослеть, когда можно будет с ними на одном языке общаться.
Но Ирина зря переживала, время пролетало очень быстро. Вот только что были мокрые носы и колготки, горшки и кормление с ложечки, как вот они – красивые, умные, взрослые выпускники. За тридцать пять лет шесть выпусков поставила на крыло Ирина Николаевна, и не за одного из птенцов ей не приходится краснеть.
- Дети все разные, но плохих не бывает, – уверена она. – Хоть и маленькие, а учат нас жизни не меньше, чем мы их. С детьми не заскучаешь, всегда нужно быть во всеоружии. Такие вопросы иногда задают, что приходится постоянно самообразовываться. Дети всё запоминают на каком-то тончайшем уровне, их обмануть невозможно.
Ирина Николаевна уверена, что настоящая личность закладывается именно в детском саду, даже в яслях уже видно, чего можно ждать в будущем от малыша. И чтобы помочь этой личности развиться, не оставить её в стадии спящей куколки, педагог должен и сам всегда быть в полёте. И Ирина летает. Поняла, что её любви к работе и к детям маловато для профессии и поступила в университет на факультет психологии. Работа так затянула её, что каждая минута из 24 суточных часов была на строгом учёте, и частенько этих минут не хватало для того, чтобы реализовать все свои намеченные планы. И Ирина пошла учиться в автошколу и села за руль, чтобы стать более мобильной.
- Думаю, что именно педагогическая работа приучила меня к планированию всей моей жизни, – рассуждает воспитатель. – Без планов я бы ничего не успевала. В девяностые вся наша жизнь немного вышла из-под контроля, но мы были молодые, и даже этот развал лично для меня прошёл не то чтобы незаметно, но интересно. Дети помогали справляться – когда чувствуешь за кого-то ответственность, свои проблемы уходят на задний план.
Да, все личные проблемы и неурядицы отступают, когда она входит в группу и слышит оглушающее: «Здравствуйте, Ирина Николаевна!» Любят дети Ирину Николаевну, любят её и их родители, уважают коллеги, ценит руководство. Случается, конечно, звучат отдельные реплики типа: что не пропадать на работе – своих-то детей нет. Кто-то ещё и острит при случае: «Дети – цветы жизни, но лучше пусть растут в чужом саду». Нет, это точно не про Ирину. Да, своих детей у неё нет, но и чужих не бывает. Именно так она отвечает, когда её спрашивают, не жалко ли ей времени, потраченного на чужих детей.
- Конечно, мне хотелось своих детей, – говорит Ирина, но раз не получилось, то уже ничего не поделаешь. А времени мне не жаль. Нет, жаль, конечно, – что оно уходит так быстро, но я точно знаю, что моё время уходит не зря. Знаете, я открыла для себя, что для меня нет абсолютно никакой разницы между работой и домом, и я думаю, что в этом и есть счастье. Иногда даже удивляюсь, как же всё правильно сложилось, как здорово, что я нашла свою дорогу, и мне совершенно не хочется её менять.
Ирина признаётся, что и у неё бывают моменты, когда не хочется идти на работу. Это и не удивительно: любая работа, особенно та, что требует огромных душевных затрат, может ослабить человека, тогда и о профессиональном выгорании поговаривают.
- Но такое бывает только после отпуска, когда расслабишься и, кажется, что не хочется больше ничего. Но стоит только перешагнуть порог нашего «Светлячка», вдохнуть этот неподражаемый запах, увидеть своих ребятишек, и словно бальзам на душу проливается. Так что на нашей работе не выгоришь – здесь все потраченные душевные силы с лихвой восполняются. У нас невозможно постареть, ведь мы обновляемся не только с каждым выпуском, с каждой группой молодеем. Мне кажется, что даже в школе нет такого ощущения, а в садике дети растут с такой скоростью, так быстро развиваются, что только успевай соответствовать. И да, каждый выпуск для меня – это праздник со слезами на глазах, с гордостью в сердце и болью.
Улетают птенцы из-под тёплого крыла воспитательницы, но не забывают её. Для Ирины Николаевны особое счастье, когда её выпускники приходят в гости в детский сад, рассказывают о своих успехах, просят совета или просто поболтать, вспомнить детство.
- Меня даже в школу на выпускной иногда приглашают, – улыбается Ирина, – это вообще настоящий праздник.
Хоть и говорит Ирина, что работа для неё это всё, но домашние дела тоже требуют времени и сил. Десять лет назад не стало любимого отца, сейчас за маму болит душа. А кроме этого требует забот дом на улице Кутузова, где она родилась и который подняла практически своими руками, большой огород.
- За маму, конечно, переживаю, – говорит Ирина, – ей уже девяносто. Она хоть и не доставляет пока особых хлопот, всё сама пытается делать, но я стараюсь её опередить. Очень хочется подольше побыть доченькой. Мы с ней ещё и в нашу деревню Кириллово ездим в Краснобаковском районе. Там у нас мамин родительский дом, родственники. На этот дом у меня, конечно, сил и времени не хватает, а в своём приходится постоянно что-то делать. Я, оказывается, и с электричеством умею обращаться, и грядки копать не хуже мужчин. Осенью думаю, что вот в следующем году ни за что не буду столько всего сажать, а весной смотрю, и жалко становится своих трудов, столько вложено в эту землю. И – опять по новой.
Вот так и живёт наша героиня среди двух садов, в одном цветы растут и радуют глаз, и в другом заставляют радоваться жизни. И всё это счастье она создаёт сама, своими руками, и получает за это большую отдачу.
- Когда ко мне в гости приезжает сестра, она не может ходить со мной по городу, – смеётся Ирина, – говорит: это просто невозможно, с тобой все здороваются, со всеми ты останавливаешься, все тебя знают.
И это ли не достойная плата хорошему воспитателю!?